Родительский подвиг отца и матери полководца А.В. Суворова

Автор — А. С. Шуринов, председатель Общества потомков героев Отечественной войны 1812 года, академик ПАНИ, писатель и журналист.

Доклад на научно-практической конференции

«СУВОРОВ — ИМЯ ПОБЕДЫ! Суворовская НАУКА ПОБЕЖДАТЬ — наше национальное достояние!»

18.04.2017.

da0b4efd4cdat[1] Отмечая подвиги и гениальность великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, нельзя не отметить родительский подвиг его отца и матери. Заметим, что отмечать отца и мать в доброй традиции нашей русской семейно-родовой культуры. Недаром мы всегда второй тост поднимаем за родителей юбиляра! Давайте и сегодня не будем отступать от этого замечательного правила.

Родителями Александра Васильевича были: отец – Василий Иванович Суворов; мать – Авдотья Феодосьевна Суворова (урождённая Манукова). Родился Александр Васильевич в семье Суворовых 13/24 ноября 1730 года.

http://fs7.familyspace.ru/images/photo/69/6937/69373277/p_1a85e4a7.jpg Место рождения не определено точно, поскольку метрические документы не найдены. Вполне возможно, что они пропали, поскольку ребёнок был не очень здоровым, если не сказать болезненным, хилым. Отец, по-видимому, всячески старался оградить его от ранней воинской службы, продлить годы его взросления в семье и, скорее всего, документы слишком глубоко спрятал.

Часть историков остановилась на дате 13 ноября 1730 года (по ст.ст), которая упоминается среди дат самим Суворовым, и мы её придерживаемся. Но это не главная суть рождения самого Суворова, о которой мы хотели бы говорить.

Суть в том культурно-историческом пространстве, в котором родился будущий гений: ревнитель http://i64.fastpic.ru/big/2014/1124/4d/b10d98d3544a20c17870d8accbaa9d4d.pngправославия, глубокий русский мыслитель и величайший полководец. Сегодня мы озабочены проблемами формирования патриотически настроенных граждан и пример рождения и формирования нашего гения может быть очень показательным и одухотворяющим все наши позывы по реализации этой задачи. Задумываться о воспитании патриотизма в наших детях, воспитания способности к самоотверженному служению Отечеству, к героизму мы должны научиться не со школьного возраста, не в кадетских классах, куда будут попадать наши ненаглядные потомки, а уже после вступления в брак их родителей! Характерно, что в XVIII веке рождённые дети уже с младенчества были патриотами. Это обеспечивалось тысячелетними традициями формирования семей: предварительным подбором супругов, сватовством, последующими процедурами – ритуалами бракосочетания с венчанием в храме, свадьбой в присутствии многочисленных гостей. Все эти аспекты празднования повышали ответственность брачующихся, их родителей и свидетелей за благополучие семейной жизни. В сегодняшних условиях эти традиции серьёзно искажены и это не может не влиять на последующие семейные отношения новобрачных. Во времена рождения Александра Васильевича Суворова они тщательно выполнялись и наполнялись духовным содержанием.

Отец Суворова Мы знаем, что подготовкой молодых к браку в первую очередь занимались их родители. Тут мы можем сказать добрые слова о родителях будущих родителей Александра Суворова. Отец Василия Ивановича – Иван Григорьевич Суворов, который был генеральным писарем в Преображенском полку у государя Петра I, наверняка, об этом думал! Недаром, крестным отцом новорождённого Василия стал сам император Пётр Великий. Тут, как говориться, не прибавить — не убавить! Но жизнь так трагично сложилась, что Иван Григорьевич ушёл в иной мир довольно рано, когда его сыну Василию было только около 10 лет (родился Василий, как известно, в 1705 году). Пестовать отрока пришлось самому императору Петру Великому. А это очень многое значило и тогда и должно быть осмыслено сегодня. В 17 лет он взял Василия к себе в денщики, что стало значительным фундаментом молодому человеку для его будущих неоспоримых успехов. В 1730 году, когда родился наш Александр Васильевич Суворов, его отцу Василию было 25 лет, и он был в звании подпоручика. А в начале следующего десятилетия он уже был прокурором берг-коллегии в чине полковника. Как пишет А.Ф. Петрушевский (1826-1904), «Василий Иванович Суворов был человек вообще хороший, с образованием, ретивый, исполнительный служака, не дурной администратор, особенно по части хозяйственной, но во всяком случае из ряда не выступал и никакими военными качествами не отличался. С сыном он имел очень мало общего; главною точкою соприкосновения их характеров была бережливость или скупость, но и то совершенно различного свойства. В Василии Ивановиче не было ничего похожего на ту поражающую энергию и необыкновенное развитие воли, которые оказались потом отличительными чертами его сына». Тут надо признать, автор достаточно ярко показал те качества, которые удалось сформировать у Александра Суворова его отцу: поражающую энергию и силу воли. Кроме того, было бы правильным скупость называть бережливостью, свойственную А.В.Суворову до конца жизни. Как это удалось, нужно исследовать, но уже сейчас можно сделать некоторые выводы о чудотворном влиянии традиционной семейно-родовой культуры!

Далее Петрушевский пишет: «Принадлежа к дворянскому роду, хотя незнатному, но старому и почтенному, он появился на свет при материальной обстановке не блестящей, но безбедной. Предки его за добрую службу в разных походах получали от правительства поместья; дед владел несколькими имениями, но, судя по некоторым данным, не был расточителен; отец и того больше. Мать его тоже нельзя назвать бесприданницей, как это видно по раздельной записи 1740 г. на движимое и недвижимое имение в Москве и орловском уезде между ею, поручицею Авдотьею Суворовой и её сестрой, полковницей Прасковьей Скарятиной. При всем том, состояние Василия Ивановича Суворова, впоследствии довольно значительное, было в детские годы сына невелико».

Мать Суворова Будучи ещё подпоручиком, Василий Иванович взял в жёны Авдотью Феодосьевну Манукову. Её отец Феодосий Семёнович Мануков был из старинного рода московского служилого дворянства. В 1725 году он занимал должность вице-президента вотчинной коллегии. Но следует заметить, что в прошлом он был священнослужителем, дьяком. Было бы логичным предполагать, что его влияние на религиозное воспитание внука Александра было существенным, если не определяющим. Влияла на воспитание внука и его жена, а Александру – бабушка, имя которой сейчас неизвестно. А.Ф. Петрушевский отмечает: «Весьма важную роль в образовании Суворова занимала религиозная сторона; но мы знаем только, что он отличался набожностью и благочестием, любил сидеть над библиею и изучил в совершенстве весь церковный круг». Но причины этого он считает случайными и не пытается исследовать.

Следует отметить, что мать другого русского гения – Михаила Васильевича Ломоносова — была тоже из семьи священнослужителей. Её отец был регентом в храме, а она пела в церковном хоре. И вполне очевидно, что такие совпадения развития способностей не случайны. Кроме того, весьма важным является следование матерей той традиционной семейно-родовой культуре, которая наполнялась духовным содержанием в православных храмах. Весьма важным было также следование наставлениям родителей, которые передавали опыт предыдущих поколений следующим. Было очень важным следование советам старших, касающимся до свадебного и после свадебного поведения молодых. Сегодня этим во многом пренебрегают, и это сказывается на последующей жизни семьи.

Для будущего ребёнка молодой семьи чрезвычайно важен период его вынашивания в лоне матери. Тут и любовь к вынашиваемому ребёнку, и всесторонняя защита его, и отсутствие каких-либо раздражителей в период беременности. Важна в этот период не только любовь матери, но и любовь отца, любовь близких родственников, которые помогают формированию психического и духовного иммунитета, нравственной устойчивости, развитию интеллектуальных способностей, чего лишены обычно наши дети.

Пренебрежение сегодня этим периодом – результат деградации и девальвации семейно-родовой культуры, которую мы столетиями недооцениваем и сегодня неразумно утрачиваем. После родов и периода младенчества, которые тоже расписаны в традиционной семейно-родовой культуре, характер и способности личности в основном сформированы. Между тем, сегодня многие родители уповают на детские специальные заведения: ясли, детские сады, школы, где, как они полагают, воспитают их ребёнка, как надо, сформируют его характер. Но, увы, во-первых, наши воспитатели не знают «как надо», а во-вторых, это уже будет поздно! Согласно народной поговорке воспитывать нужно, когда ребёнок лежит ещё поперёк лавки, то есть, во младенчестве, а не вдоль лавки. Эта семейная мудрость конкретно указывает на сроки воспитания, когда воздействия наиболее эффективны…

Мы знаем, что мать Александра Суворова – Авдотья Феодосьевна – ушла из жизни, когда Саше было 13 лет, но мы знаем и видим, что она успела выполнить свой материнский долг и воспитать будущего русского гения и полководца. К сожалению, у нас не принято делать скульптурные композиции героя с его родителями, совершившими свой родительский подвиг. Но это время обязательно придёт, и Суворов будет представлен вместе со своими досточтимыми родителями, выполнившими свой особый родительский долг и воспитавшими нашего великого героя и мыслителя.

Что касается возрождения семейно-родовой культуры, то уже сейчас понятно, что мы должны сначала воспитывать и формировать родителей будущего ребёнка, будущего героя-победителя. И делать это нужно, начиная с их детства и обучения их основам семейно-родовой культуры. Ранее этот процесс преемственности семейно-родовой культуры был естественным, проводился в семье с участием всех близких из нескольких поколений. Но сейчас социальный и духовный разрыв между поколениями настолько увеличился, что передача социального и духовного опыта очень затруднена. Эта проблема, по нашему мнению, может быть решена только путём образования будущих родителей http://www.gogmsite.net/_Media/1824-natalia-zubov-suvorova-2.jpeg семейно-родовой культуре в школах. После прохождения необходимого образовательного курса молодые люди начнут понимать, что создание благоприятной атмосферы-среды для будущего ребёнка должно начинаться с момента формирования будущей семьи, с момента знакомства молодых, с момента их свадьбы, с момента их интимной связи, с периода вынашивания ребёнка в чреве матери, с рождения и воспитания до 3-х лет. Безусловно, что во всех этапах этого действа важно участие отца и матери, братьев и сестёр, бабушек и дедушек, всех близких родственников.

К сожалению, мы мало знаем о влиянии на Александра матери — Авдотьи Феодосьевны. Есть, правда, предположение, что живость характера он именно от неё унаследовал. Но этот исследовательский недостаток можно компенсировать внимательной работой в архиве, поскольку у Василия и Авдотьи после первенца Александра ещё родились две девочки: Анна и Мария. А они не могли не оставить воспоминаний о своих достославных родителях. Точная дата смерти матери Александра Васильевича Суворова не известна. Печально это осознавать, но недостатки работы историков-архивистов за последние 250 лет налицо.

Как же воспитывался матерью маленький Александр? Мы знаем, что в те времена периоды вынашивания, рождения и младенческого воспитания, скорее всего, были проведены по канонам традиционной семейно-родовой культуры. Каковы эти каноны, здесь не место уточнять. Отметим только, что матери, вынашивающей дитя, например, запрещалось посещать скотобойни. Это сберегало психику будущего ребёнка, который воспринимал всё внешнее, через мать. Было многих других запретов, которые бы следовало сегодня изучать и разумно внедрять в программы сохранения рожениц.

Важным условием удачных и благоприятных родов, был выезд готовящейся к родам будущей мамы в деревню, в спокойную обстановку, подальше от вредного глаза. Может быть поэтому, место рождения Александра Суворова не объявляется точно историками. С одной стороны, он родился в Москве, но по другим версиям мог родиться в одной из подмосковных или владимирских деревень. Со временем, думается, эта часть его биографии тоже будет уточнена.

Что касается отца, то его влияние на сына трудно переоценить. В то время первичное образование было домашним. И отец занимался с сыном часами, сам составлял для него учебные пособия. Характерно, что стараниями отца в доме была прекрасная библиотека. Важно отметить, что он не записал сына в полк с рождения, как это было принято другими дворянами. Очевидно, что это было сделано принципиально! Хотя Петрушевский этому не верит: «Василий Иванович сам служил и числился, во время рождения сына, да и после, в Преображенском полку; ему не стоило почти никакого труда записать новорожденного капралом или сержантом для счета служебного старшинства. Почему он этого не сделал — Бог знает; только едва ли вследствие сознания несправедливости и беззаконности подобных кривых путей: обычай очень уже вкоренился, и добровольно от него отказаться было слишком невыгодною щепетильностью». В 1741 году, как отмечается в современной литературе, «не желая служить «нерусским» правителям он уходит в отставку». Появившееся свободное время Василий Иванович посвящает воспитанию сына!1ebae3159c2165fa38eb57b47d6dab5fbc5f6c149541896[1]

После прихода к власти дочери Петра I Елизаветы Петровны Василий Иванович оказывается вновь востребованным: отцовского крестника не забыла сама императрица. Он был назначен прокурором Берг-коллегии – государственного учреждения, управляющего горнорудной промышленностью в России. Однако, после того как ушла в иной мир мать его детей – Авдотья Феодосьевна — вновь его влияние на Александра было определяющим.

Вот что пишет Петрушевский об увлечениях Александра: «Занятия принимали усиленный ход и специальный характер; мальчик, от природы чрезвычайно подвижный, веселый и живой, стал засиживаться за книгами, убегал компании сверстников, пренебрегал детскими играми, старался не выходить к гостям или тайком уходил от них в свою светелку. К этому присоединились некоторые странности или неровности характера; бросив книги, маленький Суворов скакал верхом, возвращался усталый, промоченный дождем, пронизанный ветром. Как ни мало Василий Иванович обращал внимания на ход занятий своего сына, а может быть и на всю общность его воспитания, однако пристрастие мальчика к военному делу и в особенности странное его поведение не могли пройти незамеченными. Ненормальность ребенка кидалась в глаза посторонним, не только своим. Василий Иванович делал сыну замечания, выговоры, — мальчик стал все больше замыкаться в своем любимом мире, питаться мечтами и грезами своего распаленного воображения. Внутренняя работа продолжалась, препятствия только вырабатывали в ребенке волю, и без того На Рождзамечательно упругую, и дело двигалось своим путем». С 11-12 лет, когда высокие личностные качества Александра были сформированы, многое в обучении было отдано на откуп его воле, характеру, нравственному чувству, уму по Воле Господа. Помогли в этом и друзья по службе, гости дома Суворовых. Известна встреча отрока Александра с гостем Абрамом Петровичем Ганнибалом в доме отца и приятие совета Абрама Петровича отцом не мешать сыну осваивать военную науку. Василий Иванович всю жизнь сопровождал сына и гордился его успехами. Скончался он в 1775 году на 70-м году жизни. Характерно, что сам Суворов тоже скончался на 70-м году жизни. Он относился к отцу с трепетом, с доверием и с исключительной благодарностью. Недаром он продолжил дело отца и на месте деревянного храма возвёл прекрасный каменный храм Святителя Василия Великого в честь памяти родного отца Василия Ивановича в селе Кистыш Суздальского уезда Владимирской области..

Данным докладом я пытался показать, насколько важным было влияние традиционной семейно-родовой культуры на решающие моменты рождения и воспитания Александра Васильевича Суворова. А на его примере, на возможное воспитание сегодня будущих героев Отечества, если традиции семейно-родовой Обложка книги-пособия_001культуры будут возрождены. Изучая основы этой культуры в детстве и юности, современные молодые люди будут готовить себя к ответственной полной подвигов и мудрости доли благодатных родителей, дети которых будут всегда востребованы Отечеством и будут с радостью и честью ему служить.

Историко-просветительским Центром семейно-родовой культуры при Петровской Академии наук и искусств разработано, одобрено Минобразнауки РФ, и распространяется с 2009 года методическое пособие по данной тематике «Семейно-родовая культура. Истоки научного подхода. Программы образования. Концепция развития» ( М.: ООО «Лаватера», 2008).

Оно включает пять обучающих программ для учащихся разного возраста из 12-15 занятий. Может быть использовано в системе Дополнительного образования в школах, кадетских корпусах, суворовских училищах и других учебных заведениях, включая историко-просветительскую работу в Суворовских центрах культуры и духовного образования.

Спасибо за внимание.

История, Культура, Патриотическая работа, Портреты, Православие, СемьяPermalink

Добавить комментарий