Суворовский героизм и гениальность как результат традиционной семейно-родовой культуры

Автор — Шуринов А. С., председатель Общества потомков героев Отечественной войны 1812 года, академик ПАНИ, писатель и журналист.

«… Когда страна быть прикажет героем
У нас героем становится любой»
слова Леонида Утёсова
из песни к-ф «Весёлые ребята»

Доклад на научно-практической конференции «СУВОРОВ — ИМЯ ПОБЕДЫ! Суворовская НАУКА ПОБЕЖДАТЬ — наше национальное достояние!» 18.04.2017

Дорогие друзья и коллеги!

1. Мы нуждаемся в возрождении воспитания героизма народа-победителя.

Следует сказать, что слова в эпиграфе, на наш взгляд, могли прозвучать только в 1934 году, когда снимался этот фильм. В это время общество ещё жило той особой жертвенностью, которая вела к подвигу. А родилась эта жертвенность, самоотверженность, понятие беззаветного служения Отечеству ещё до революции и иногда просыпалась после неё, как, например, в 1941 году.

Сегодня мы вновь нуждаемся в героях, в самоотверженных личностях, способных взять на себя различные ответственности, повести за собой и победить любого агрессора.

Наша задача изучения механизма семейно-родовой культуры времён Александра Василь-евича Суворова и возрождения технологии воспитания героизма у русского народа-побе-дителя может быть обеспечена наложением этой традиционной технологии на обстоятельства сегодняшнего дня, сегодняшних социальных и политических возможностей.

2. Массовый героизм – основа и условие наших будущих побед

При этом следует заметить, что русский патриотизм и самоотверженность всегда носили массовый характер, что не исключает героизма и гениальности представителей других народов и этносов. Исследуя духовные особенности русского народа и подтверждая героизм народного ополчения в 1812 году, Николай Яковлевич Данилевский замечает: «Русское народное движение 1812 года не было собственно пробуждением народного духа, потому что в русском народе он никогда и не спал в национально-политическом отношении…»/10/.

Очевидно, эти качества русского человека формировались в горниле народной жизни, о которой великий Пушкин писал:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основана от века
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Закон величия его.
Животворящая святыня !
Земля была б без них мертва.
Без них наш тесный мир – пустыня!
Душа – алтарь без божества!

Показывая значение семейно-родовых ценностей народа и для народа, Пушкин не разделял сословий, имущественных отношений и любых других приоритетов. Ценности семейно-родовой культуры были ценностями для всех без исключения.

3. Традиционная Семейно-Родовая Культура как условие массового народного героизма.

Содержанием традиционной семейно-родовой культуры являются некоторые наборы технологий и приёмов по созданию семьи, рождению ребёнка и его воспитанию, поддержанию семейно-родового духовного и нравственного благополучия на всех этапах жизни граждан.

К их числу на момент формирования семьи, в которой родился Суворов, можно отнести, например, сватовство, благословение родителей, подготовку к свадьбе, проведение обряда венчания в церкви, устройство и проведение общественного праздника – свадьбы. Все эти этапы и ритуалы были тем более исполняемы, потому что отец Василий Иванович был крестником государя Петра Первого. А мать была дочерью священника Феодосия Манукова.

Каковы были конкретно эти этапы предстоит выяснить историкам-специалистам, но все мы знаем, что они были. И сватовство, и венчание, и свадьба. Может быть, они отличались несколько по регионам, этническим группам, но по своей сути были обязательными. Заключаемые таким образом браки были всегда официальными, принародными и в обычном порядке никакой тайны не представляли. Иногда, впрочем, они нарушались, но это были в основном трагические исключения из общих правил. Но, как известно, нет правил без исключений! А исключения нужно изучать и изучать!

Мы хорошо знаем и понимаем, что сегодня заключение брака не становится обязательным. Распространен, так называемый, гражданский брак, который есть некий договор двоих влюблённых, но не договор о создании семьи с его духовной, нравственной и экономической ответственностью. Во времена брака родителей Суворова такие отношения были не допустимы в обществе и считались аморальными, нарушающими духовные каноны.

Согласно православному вероисповеданию молодые того времени, оберегаемые и наставляемые своими родителями, крёстными и другими родственниками, были гарантированы от каких-либо катастроф или несчастий в семье. Таким образом брак, результатом которого было рождение нового поколения детей, был гарантированно подкрепляемым обществом. Это несло в себе ключевое значение, поскольку и мать и отец будущего ребёнка были не отягощены мыслями о своём будущем. Сегодня же в гражданском браке эти мысли занимают всё сознание, всю мотивацию поступков и действий, что подспудно мешает не только самим молодым, но и мешает развитию будущего ребёнка, который лишен важнейших гарантий через несовершенные отношения матери и отца. Мешает это и благотворному участию родителей молодожёнов и их родственников в формировании здорового климата в семье.

А здоровый климат в семье есть основа здорового начала будущей новой жизни, которое многое определяет и обеспечивает. Исчезают все сомнения, будущие матери и отцы растворяются в Божественной Благодати. Любой врач и просто здравомыслящий человек скажет вам, что способности нового человека в этом случае будут максимально эффективными и полезными для всех: родителям, семье, братьям и сестрам, предкам всех колен и степеней. Конечно, есть генетические основания и предрасположенности, заданные природой и Богом, но и они будут уступать Божественной Благодати Брака!

Эти отношения и условия были сформированы окружением, родственниками и крёстным отцом императором Петром Великим для родителей Александра Васильевича Суворова: матери – Авдотье Феодосьевне Мануковой и отцу Василию Ивановичу Суворову.
Следующий важнейший этап – вынашивание ребёнка в лоне матери. Если кто-то сегодня думает, что это время отдыха матери и отца перед родами, то серьёзно ошибается. Множест-во ограничений для матери и отца, их родственников имеется в табуированном своде реком-ендаций, которые вырабатывались тысячелетиями и были вполне осмысленными и разум-ными наставлениями. Сегодня некоторые из них вызывают улыбку, но может быть улыбаться всё же делать не стоит. Мы не все механизмы формирования плода ещё знаем! «Тайна сия велика есть», — говорит Церковь. Но есть и те посылы, которые вполне понятны. Согласно этим наставлениям, например, нельзя матери посещать скотобойни. Очевидно, что психо-логическое состояние матери, наблюдающей убийство животного или даже находящейся рядом с этим процессом, отражается на её психике и психике будущего ребёнка. Если мы заботимся о здоровье нового поколения, то мы будем обязательно этого избегать и даже запрещать. А если будем равнодушны и поверхностны, то есть, безответственны, то будем пренебрегать этим правилом. В результате, у нас сегодня нет никаких ограничений на про-смотр телевизионных передач, на посещение интернета, на чтение некоторой явно опасной части литературы. И при этом мы хотим, чтобы у наших детей и внуков сохранялся имму-нитет против психических отклонений, если не заболеваний, иммунитет против наркомании и алкоголизма, развивались способности интеллектуального характера. Однако, эта благо-дать для нас сегодня недостижима! Только принятием ряда срочных мер мы можем снизить темпы нашей деградации. И в этом отношении изучение основ традиционной семейно-родовой культуры новым поколением отнюдь не праздная прихоть, а жёсткая необходимость.

4. Традиционную Семейно-Родовую Культуру в систему образования.

Не будем тут углубляться в обсуждение проблем нашей системы образования. Она чудовищно искажена и извращена в последние годы. Возникает стремление перейти на домашнее образование наших детей, которое было распространено во времена Суворова. Конечно, крестьянских детей тогда не учили, но заложенный в них семейно-родовой культурой потенциал был достаточно эффективным и мог всегда сработать. Что и отмечалось многими исследователями. Когда возникала практическая потребность в грамоте, крестьяне её быстро осваивали. Это доказано научными исследованиями наших и зарубежных исследователей. Например, Пауло Фрейером, который обучал письму в XIX веке деревенских жителей.

Крестьянская цивилизация, как таковой её считает ряд исследователей, жила своей жизнью без официального образования, и это считалось нормой. В провинции вырастали не только богатыри и герои, но и изобретатели, архитекторы и учёные. Известный всем механик Иван Петрович Кулибин для своих расчётов разработал сам дифференциальное исчисление и сопромат. Своим вариантом таких наук до сих пор гордится Европа. Кстати, он был большим почитателем императора Павла I и считал его великим реформатором!

Чтобы преодолеть сложившийся сегодня разрыв поколений, нужно вернуться на новом технологическом уровне к тематике семейно-родовой культуры. Отцы и деды, матери уже не в состоянии передать опыт своих предков, который во многом забыт и выхолощен. Единственным способом является соответствующее образование в системе образования (простие, за тавтологию!). Автору довелось поработать над этим вопросом в школе, и он убедился как горячо и заинтересованно учащиеся воспринимают любые сведения о семейно-родовой культуре, которые несравнимо более важны для них, нежели знания других предметов. Исключение не составляют даже знания русского языка и литературы, которые во многом отдалены от реалий жизни.

Чтобы возродить семейно-родовую культуру, необходимо вернуть проблематику семейно-родовой культуры нашим детям, то есть, внедрить в систему нашего образования. Для этого нужно наладить творческий контакт с Министерством образования и науки Российской Федерации, которое возглавляет сегодня Ольга Юрьевна Васильева. Надо сказать, что мы попытались это сделать от лица Петровской Академии наук и искусств, где есть секция «Семейно-родовая культура». Однако, пробить тот либерально-бюрократический заслон, которые окружает нового министра, нам не удалось. Но мы надеемся, что Суворовское движение обретёт необходимые силы и поправит ситуацию. Заметим, что данной проблематикой мы занимаемся уже 12 лет. Проведены исследования, десятки статей опубликованы в различных уважаемых изданиях, разработаны и изданы методические пособия.
Этому способствовала и работа в Обществе потомков героев Отечественной войны 1812 года, которое было организовано как продолжение дореволюционной деятельности Действительного статского советника и камергера Леонида Михайловича Савёлова. Великий учёный и организатор — он стал зачинателем исследований преемственности поколений самоотверженного служения Отечеству в семье и через семью, то есть, как мы сегодня понимаем, через традиционную семейно-родовую культуру.

Мои предки тоже служили Отечеству в 1812 году. Прапрадед Пётр Николаевич Шуринов даже был награждён Золотой шпагой за отличие в Бородинском сражении, участвовал во многих сражениях в 1813-1814 года, был неоднократно награждён и дошёл до Парижа. Из-за ранений он ушёл в отставку. На эту тему написаны десятки статей. Характерно, что последующие родословные изыскания привели к выяснению важного факта родства рода Шуриновых с родом Суворовых через брак Андрея Дмитриевича Петковича на правнучке Александра Васильевича Суворова Варваре Аркадьевне Башмаковой. Всё это говорит о неслучайности наших исследований семейно-родовой культуры, в которой сокрыт небывалый потенциал энергии и героической жертвенности на пользу родному Отечеству.

5. Конференция и Круглый стол по тематике Традиционной Семейно-Родовой Культуры.

Благодаря правильному подходу к традициям Суворовской школы жизни, победного слу-жения Отечеству и его «Науке побеждать» мы можем плавно и не посягая на амбиции сов-ременных патриотов подойти к проблеме внедрения семейно-родовой культуры в совре-менную систему образования. В данном случае нужно понимать, что знания и способности разбирать автомат Калашникова не заменят подготовки к рождению и воспитанию новых поколений молодых людей, способных не только противостоять войнам, но и предотвращать их, работать на духовное и экономическое процветание всего общества. Тут, как говорится, общие государственные интересы должны быть выше интересов ведомственных, хотя и они очень важны.
Суворовский принцип глазомера заключается сегодня в предвидении развития общества при возрождении семейно-родовой культуры и ценностей семьи. О засильи ювенальной юстиции, современном поругании материнства и отцовства мы тут не говорим. Эти западные бредни и технологии разрушения национальной культуры в угоду олигархам-глобалистам нужно решительно отбросить! Остальные Суворовские принципы также найдут своё место, когда дело пойдёт, и темпы его нужно будет поднимать: быстрота и натиск будут не за горами.

Планируемые сегодня Конференция и Круглый стол по семейно-родовой культуре весьма важны и, я уверен, будут весьма продуктивны.

Безусловно, к решению данной задачи должны быть подключены возможности патриотических СМИ и телевидение.

6. Области и структуры общественной жизни, где востребованы результаты возрождения Семейно-Родовой Культуры.

Результаты возрождения Традиционной Семейно-Родовой Культуры будут востребованы как общественными патриотическими организациями, их настроениямии и энергетикой, так и структурами Министерства обороны. Необходимы будут образовательные курсы для состава офицеров Управления по воспитательной работе. Затем и постепенно эта тема войдёт в подготовку солдатского и сержантского состава, в подготовку для принятия Присяги.

Было бы правильным применение данных разработок и методик в медицинских учреждениях. Например, во всякого рода реабилитационных центрах наркоманов и алкоголиков. Если сейчас родители больных, их жёны и дети, родственники только являются пассивными со-зависимыми, то изучение и практическое внедрение традиционной семейно-родовой культуры, включая изучение родословия, жизни и деятельности предков, было бы замечательной лечебной программой.

То же самое можно отнести и к Федеральной Службе Исполнения Наказаний, где тоже проявляется интерес к нашим разработкам, поскольку предполагается их повышенная действенность и эффективность. Наши предки как-бы будут участвовать в нашем оздоровлении и исправлении.

Важным было бы и отражение наших изыскания в предпринимательской деятельности, где также востребован опыт наших предков, исключающий рвачество и тупой, наглый обман, безсовестность и крайние спекуляции, граничащие с преступлениями.

7. В каких структурах необходимы новации для возрождения сегодня семейно-родовой культуры

В первую очередь, необходимы новации в системе образования. Причём, хорошо бы «зарядить» Всероссийский всеобуч по этой теме. Для этого необходимо достаточно большим тиражом издать методическое пособие по семейно-родовой культуре, подготовленное почти 10 лет назад в Историко-просветительском центре семейно-родовой культуры, имеющее положительный отзыв Минобразнауки Российской Федерации от сентября 2009 года.

Кроме того, необходимо подготовить и издать учебник по «Семейно-родовой культуре», который крайне востребован уже сегодня, а также Хрестоматию по этому предмету, охватывающую максимально известный исторический период от Домостроя протопопа Сильвестра XVI века и до наших дней.
Затем, было бы полезным, на наш взгляд. трансформировать и ориентировать Министерство культуры Российской Федерации, которое должно было бы уделять внимание семейно-родовой культуре как приоритетному направлению в музеях, театрах, кино и других направлениях своей работы.

Везде, где идёт речь о великих героических или гениальных людях России, необходимо рассказывать о жизни и деятельности их родителей и, по возможности, о других предках. Так мы весьма мало знаем о родителях наших гениев Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова, Льва Николаевича Толстого и Сергея Александровича Есенина, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Семёновича Шишкова и других.

Особое внимание данному направлению нужно уделять Российской Академии Наук, которая должна стряхнуть архивную пыль с данной проблематики и взяться за дело со всей гениальностью своих нынешних представителей.

Методические подходы нами уже определены, хотя, естественно, нуждаются в уточнениях академическими специалистами. Безусловно, что во всех университетах должны быть организованы соответствующие кафедры. Основным мотивом для реформ в этом направлении должна стать настоятельная потребность в государственной безопасности!

О том, что данные инициативы должны «прорости» в экономике, медицине и системе исправления и наказания было отмечено выше. Но важно отметить, что процесс приближения к данной тематике должен быть инициирован с их стороны, как стороны специалистов, имеющих свои известные и неизвестные наработки.

Безусловно, что все эти работы должны быть включены в соответствующие планы и профинансированы, обеспечены грантами высокого уровня.

8. Монументальная пропаганда А. В. Суворова.

В планируемой работе также необходимо учитывать возможности монументальной пропаганды. Например, была бы полезной установка недорогого памятника родителям А. В. Суворова в селе Кистыше и других населённых пунктах, связанных с личностью Суворова, не исключая и Швейцарии.

Спасибо за внимание.

История, Культура, Общество, Патриотическая работа, ПравославиеPermalink

Добавить комментарий