Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!

clip_image002Из письма А.С. Пушкина к своему другу Петру Вяземскому (около 7 ноября 1825 года): «Поздравляю тебя, моя радость, с романтическою трагедиею, в ней же первая персона Борис Годунов! Трагедия моя кончена, я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! Ай да сукин сын!».
Сегодня эти слова Александра Сергеевича Пушкина служат для выражения восторга от проделанной работы, от неожиданной удачи или реализованного замысла. Никто не воспринимает их по-другому, хотя Пушкин всегда был неоднозначен, то есть, всегда был более многозначительным, чем казался с первого взгляда. И его произведения ещё полны нераскрытого замысла автора.
На что же обращает внимание взгляд современного исследователя этого шутливого сегодня обычного выражения?
Безусловно, обращая внимание на восторг Пушкина и разделяя его, исследователь должен спросить: «А почему собственно Пушкин использует такое оскорбительное выражение «сукин сын»? В народной среде и народном говоре это выражение никак не является синонимом успеха. Мог бы сказать, например: «Ай да, Пушкин! Ай да, чудо природы!». Но нет! Пушкин использует для выражение своего восторга именно выражение народного оскорбления «сукин сын».
С одной стороны Пушкин опускает себя до уровня нижайшего из смертных, достойного оскорбления «сукин сын», а с другой поднимает себя же до вершин божественного восторга собственной самооценки. Другими словами, он говорит о динамике своего творческого роста: вчера, мол, был «сукин сын», а сегодня стал весьма значительным поэтом, написавшим в конкретном случае трагедию «Борис Годунов». Этот большой творческий шаг дался гениальному поэту не просто так. Нужно было посвятить творчеству бессонные ночи, исписать горы бумаги, принять и собрать воедино мысли и чувства, чтобы открылось вечное! И вот успех, который только ты — автор можешь измерить и оценить! Никто более не может!clip_image004
Другая сторона этого многозначного выражения может быть не так философски проста и поэтична, как мы привыкли думать. Дело в том, что Пушкин знает тех, кто более других знает в нём «сукина сына», кто знает, как он родился, рос и развивался. Это, безусловно, его родители: мать и отец, бабушка Мария Алексеевна. Его душа, его внутренний мир всегда ищет их поощрения, их одобрения, их похвалы и признания. Изначально Саша Пушкин такой же ребёнок, как и все: подвижный и шаловливый. Сердце его нуждается в любви. И прежде всего в любви близких. А когда её не хватает, не хватает внимания, Саша бесится, шалит, проказничает, чтобы обратить на себя внимание родителей и прежде всего родной матери. Вполне возможно, что во время очередной проказы-проступка его обзывают «сукиным сыном». Другой бы ребёнок забыл, а Саша запомнил и страдает. Он хочет прижаться к матери, ощутить родные ритмы сердца, которые знает ещё будучи внутри материнского лона. Но, увы! Его не понимают. Проказы только вызывают отторжение. Бабушка Мария Алексеевна, конечно, снимает, как может, у внука сердечные муки. Но этого уже мало!
clip_image006Сведения из Википедии: Надежда Осиповна Пушкина (урождённая Ганнибал, 2 июля 1775 — 29 марта 1836) — дочь Осипа Абрамовича Ганнибала и Марии Алексеевны Пушкиной, мать А. С. Пушкина. … До замужества жила в Петербурге и в имении Кобрино, полученном её матерью по суду от мужа. Получила хорошее домашнее образование…. Была светски образованна, хорошо знала французскую литературу, «очаровывала общество красотою, остроумием и веселостью»….
28 сентября 1796 года вышла замуж за С. Л. Пушкина. Ее вспыльчивый характер, упрямство и властолюбие были причиной неблагополучия в семье и в доме. Воспитанием детей не занималась, к старшему сыну Александру относилась равнодушно, предпочитая ему следующего сына Николеньку (до его смерти в 6 лет!), дочь Ольгу и своего любимца Левушку. У супругов было восемь детей, из них выжили трое: Ольга, Александр, Лев. Отношения между Пушкиным и его матерью всегда были прохладными…. С детских лет Надежда Осиповна была строга с детьми, любимцем старших Пушкиных был сын Лев. Тем не менее, и мать, и отец гордились талантом старшего сына….
Во время последней болезни матери Пушкин сблизился с ней, а после её смерти тяжело переживал утрату. Пушкин единственный из всей семьи сопровождал тело матери для погребения в Святогорский монастырь. Тогда же он купил участок земли рядом с её могилой для себя (сокращения и дополнения из других источников – А.Шуринов)…. По меткому выражению приятеля поэта А. Н. Вульфа, Пушкин и его мать «лежат теперь под одним камнем, гораздо ближе друг к другу, чем были при жизни».
Саша видит равнодушное отношение к себе своей родной матери Надежды Осиповны и сердце его в тревоге. Она его не любит так, как любит его родных братьев Николеньку и Лёвушку. Мы знаем эти факты отношения матери к своему сыну Саше, изложенные в многотомиях трудов о творческой судьбе русского гения. Все понимают и принимают печальное и гнетущее состояние ребёнка, не испытывавшего в необходимой мере любви матери.
Конечно, необходимая мера у каждого своя, но … лучше избыток, чем недостаток. Каждому ребёнку испытывать любовь родной матери требуется ежедневно и ежечасно, чтобы чувствовать её духовную благодать, бескорыстную любовь, готовность к самопожертвованию, постоянно испытывать чувство покоя и защищённости. Ребёнок нуждается в ласке матери, в её благодатных жестах, прикосновениях, словах и даже в банальном, казалось бы, присутствии. Очевидно, что дворянские дети в эпоху Саши Пушкина были лишены той теплоты матери, в которой нуждались. Считалось, что женщины должны украшать общество мужчин на балах, в светских вечеринках, встречах. Широко был развит адюльтер. И Надежда Осиповна вела обычный для дворян того времени образ жизни. Гуляла, отдыхала, проводила время в среде поклонников. Отсутствие материнской теплоты и ласки отчасти компенсировала ласка бабушки, теплота кормилиц, нянь, служанок. Но могла ли быть эта теплота адекватной заменой материнской? Безусловно, нет!
О роли отца мы напишем только, что он был тоже человеком своего времени. Он защищал Отечество, будучи офицером лейб-гв. Егерского полка, за беспорочную службу получил орден Св. Владимира 4-й clip_image002[5]степени, а за отличие в Отечественной войне 1812 года был награждён орденом Св. Анны 2-й степени. Обычно историки это умалчивают.
Сведения из Википедии: Серге́й Льво́вич Пу́шкин (23 мая (3 июня) 1770, Санкт-Петербург, Российская империя — 29 июня (10 июля) 1848, Москва, Российская империя) — отец Александра Пушкина, майор (дополнено — А.Шуринов) в лейб-гв. Егерском полку, поэт-любитель.
Сын Льва Александровича Пушкина и его второй жены Ольги Васильевны, урождённой Чичериной. Получил французское воспитание. Записанный сперва в армию, он в 1775 г. был перечислен в гвардию, а с 1777 по 1791 г. числился сержантом Измайловского полка. Затем был произведен в прапорщики, а после и в капитаны. До 1797 г. служил в лейб-гв. Егерском полку, откуда вышел в отставку майором, в 1798 г. В 1798 г. переехал в Москву. Состоял в Комиссариатском штате, сперва в Москве (в это время родился поэт).

Сергей Львович Пушкин, отец поэта А. С. Пушкина, гравюра К. Гампельна

Будучи на службе в Комиссариатском депо, комиссионер 8-го класса с 1802 г., 7-го класса — с 1804 г. («по рачительному исполнении должности»), военный советник с 25.6.1812. В 1811, был награжден орденом св. Владимира. За отличие при эвакуации имущества из Москвы в 1812 году был награждён орденом Св. Анны 2-й степени (дополнено – А.Шуринов). В 1814 году в Варшаве был начальником Комиссариатской комиссии резервной армии….
…. Женился он сравнительно молодым — еще будучи офицером лейб-гв. Егерского полка, — в Петербурге …..
«…Был известен как остряк и человек необыкновенной находчивости. Писал стихи на французском языке, участвовал в спектаклях и хорошо декламировал». Владелец сел Болдино и Кистенево в Арзамасском уезде Нижегородской губернии.
Кощунственно, может быть, звучит наше предположение, но отсутствие той самой материнской любви заставило духовные способности и силы Саши Пушкина развиваться более интенсивно. Он ищет проявления бескорыстной любви вне своей семьи, вне своих родных и близких. Тут и кормилица, и няня Арина Родионовна, и кучер, и домовая прислуга, гувернантки и их дети.
Однако, вернёмся к выражению Пушкина: «Ай да, Пушкин! Ай да, сукин сын!». Со временем Пушкин даст свою недобрую оценку действиям своей матери, обвинит её сердечное равнодушие в своих детских страданиях. В выражении: «Ай да, сукин сын!», как не прискорбно осознавать, есть и завуалированная пушкинская оценка его собственной матери. «Сукин сын» — народное оскорбительное выражение и в этом смысле Пушкин возвращает ему его народное значение и смысл. Но этот оскорбительный смысл в данном случае касается не столько сына, сколько его матери.
Такой неблагозвучный финал наших размышлений заставляет задуматься о месте и роли тех основополагающих процессов семейно-родовой культуры, незнание и неуважение которых приводило к противостоянию родителей и детей, взаимному непониманию и даже к противоборству поколений в дворянской среде. А между тем, дворянство считало своё сословие главенствующим, более творчески развитым. Однако, в части позитивного влияния матери и отца на будущего ребёнка и его развитие, простонародье, в том числе, крестьянское сословие, оказывалось в гораздо более адекватном и в преимущественном положении. Оно использовало (во многих случаях неосознанно или под влиянием православного вероисповедания) наработанные веками традиции тысячелетней семейно-родовой культуры: от культуры добрачной жизни будущих супругов до вынашивания, рождения и воспитания детей до 3-х лет, которые позволяли духовно и нравственно, психологически и интеллектуально готовить новые поколения к будущей трудовой, семейной, творческой жизни, к самоотверженному служению Отечеству. Недаром многие выходцы из крестьян ярко проявили себя в отечественной науке и искусстве, в подвигах на полях сражений. Этот факт требует широкого признания и глубокого осмысления, изучения современной наукой.
Более того, является вполне доказанным научным фактом, что крестьянское сословие в лице кормилиц и нянь благотворно влияло на развитие детей в дворянских семьях. Так, всем известно, что судьба А.С. Пушкина тесно связана с судьбой его няни из крестьян Арины Родионовны Яковлевой (Матвеевой).
Сведения из Википедии: Арина Родионовна родилась 10 / 21 апреля 1758 года в деревне Лампово Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Мать её, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев (1728—1768), были крепостными крестьянами и имели семерых детей. Арина было её домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья. А. С. Пушкин на всю clip_image010жизнь сохранил к ней трогательное, любящее отношение, посвятил ей стихотворения, многократно упоминал в письмах. …. Ребёнком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка графа Фёдора Алексеевича Апраксина. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Сергеевича Пушкина. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Фёдора Матвеева (1756—1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино Софийского уезда (недалеко от Гатчины). После замужества она стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала.

Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней её детей: Ольги, затем самого Александра и его брата Льва.

В 1792 году она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила. В 1795 году Мария Алексеевна подарила Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрино. После рождения Ольги в 1797 году Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных….. В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии…. Арина Родионовна … переехала с хозяевами в Псковскую губернию.
В 1824—1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.
После смерти Марии Алексеевны в 1818 году Арина Родионовна проживала у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в усадьбу Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии. В 1824—1826 годах Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, слушал её сказки, записывал с её слов народные песни…. Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до её смерти. Арина Родионовна — «добрая подружка бедной юности моей» — скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 31 июля / 12 августа 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Пушкиной (в замужестве Павлищевой) и похоронена на Смоленском кладбище города Санкт-Петербурга.
Такую большую роль сыграла в судьбе великого поэта простая крестьянка и такую незначительную, если не отрицательную, роль сыграла родная мать.
Нужно заметить, что со временем отношение Пушкина к матери претерпело большие изменения. Он стремился понять её и простить за её холодность и нелюбовь. Важно отметить, что он встречался с ней незадолго до её кончины и был единственным, кто провожал её в последний путь в Святогорский монастырь (с. Михайловское) Псковской губернии. Там же рядом с могилой матери он приобрёл участок для себя. Как это многозначительно … и поучительно для нас, ныне живущих!

Александр Шуринов, писатель

академик Петровской Академии наук и искусств

История, Культура, ПортретыPermalink

Добавить комментарий