5 июля 2015 г. — 20-летие обретения святых мощей старца Феодора Томского

 Автор — протоиерей Олег Безруких, настоятель Никольского храма села Каменка Задонского благочиния Липецкой епархии, кандидат богословия.

 

Нашествие Наполеоновской армии на Россию оказало отрезвляющее действие на все светское общество, в котором на смену вольнодумству и материализму пришла религиозность. Сам император Александр I поначалу безразлично относившийся к религии, после пожара Москвы в 1812 году впервые прочел Евангелие и был поражен необычайностью этой книги. Впоследствии император говорил: «Я пожирал Библию, находя, что ее слова вливают новый, никогда не испытанный мир в мое сердце и удовлетворяют жажду моей души. Господь по своей благости даровал мне своим духом разуметь то, что я читал».

Духовный переворот молодого императора нашел свое продолжение в его полной перемене жизни, в отказе от царской власти, богатства и даже имени.

clip_image002[4]clip_image004

Избранный им новый жизненный путь – странничество_- можно смело назвать подвижническим. «Странничество – есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию» (прп. Иоанн Лествичник). Странствуя по России под именем Федора Кузмича, бывший самодержец вел жизнь суровую, полную самопроизвольных лишений. Временным жильем чаще всего служил какой-либо дом, где можно было устроить тесную келью с маленьким окошком. Постелью служила голая доска, подушку заменял тесаный чурбан. Все бытовые неудобства воспринимались с тем намерением, чтобы «сделать мысль неразлучной с Богом».

Примечательно, что в Томске старец Феодор Кузьмич оказался в ту пору, когда город был охвачен «золотой лихорадкой», начавшейся с 1828 года, после обнаружения золотых россыпей в Мариинском округе Томской губернии, и продолжавшейся до 1860-х годов.

Поиски золота многое изменили в жизни города.. Тогда «…лакеи превращались в богачей, а их господа вылетали в трубу… ссыльно-каторжный мог стать богатым золотопромышленником…», — так описывал Г.Н.Потанин то, что происходило в Томске в середине XIX столетия [ Потанин Г.Н. Тайжане: Историко-литературные материалы / Сост. Н.В.Серебренников. — Томск, 1997. С.50-51.]. Как можно было образумить людей, которые мечтали лишь о быстром обогащении. Ни проповеди, ни увещания не оказывали должного влияния на превращавшихся в поклонников золотого тельца томичей. Но  где умножается грех, там, по слову Апостола, в преизбытке действует благодать. Именно в это время Господь даровал Томску праведника, добровольно отрекшегося от земной славы и богатства ради вечности. Влияние духоносного старца  помогло многим жителям Томска в борьбе с  грехом алчности.

Люди, догадываясь о высокой знатности происхождения старца, удивлялись его пренебрежению к  земной славе и богатству, в которых многие из них думали найти счастье. В то время как они правдами и неправдами наполняли свою жизнь материальными благами, живущий рядом с ними старец обогащался духовными добродетелями, которые являются результатом совершенного человеком подвига и действия Божественной благодати.  Прозорливость, кротость, истинная любовь ко всем людям и всецелая любовь к Богу, дар исцеления недугов, молитвенность свидетельствовали о благодатной просвещенности его ума, сердца и воли. Из жизнеописания не видно, чтобы старец обращался к народу со строгими обличениями и настойчивыми призывами к исправлению. Самим своим бытием праведный Феодор оказывал оздоравливающее влияние на мятущиеся души современников, выразившееся в том, что наперекор духу стяжательства в Томске стала набирать силу частная и общественная благотворительность, тяга к образованию, к устроению жизни на началах благоразумия.

clip_image006

В это время у горожан появляется идея сооружения нового кафедрального собора. На что из С.-Петербурга был получен положительный ответ. Летом 1845 года в Томске была совершена закладка величественного Троицкого собора (копии храма Христа Спасителя в Москве) с приделами во имя блг. князя Александра Невского и свт. Николая Чудотворца.

clip_image008clip_image010

Прожив более восьмидесяти лет, праведный старец Феодор приблизился к пределу своего земного пути. Весть о кончине святого 20 января 1864 года быстро распространилась по всему Томску и его окрестностям. Множество народа окружило дом купца Хромова, где скончался любимый томичами праведник. Все, начиная от местной аристократии и кончая нищими, которых щедро оделял при жизни Феодор Кузьмич, спешили поклониться телу чудного старца.

Первая часовня над могилой старца Феодора

Почитание святого старца Феодора Томского не только не прекратилось после его блаженной кончины, но с каждым годом ширилось и крепло. Первоначально могилу старца с деревянным восьмиконечным крестом отмечали четыре кедра, посаженные по углам ограды.

clip_image012

Архимандрит Иона (Изосимов), знавший старца при жизни и глубоко его чтивший, стал хлопотать об украшении могилы. Первоначально на могиле старца и в его келье отцом архимандритом установились регулярные, а со временем и ежедневные панихиды. В день преставления праведного Феодора ежегодно в монастыре совершалось особенное торжественное заупокойное богослужение при большом стечении людей. Архимандрит Иона организовал общество почитателей старца Феодора, принимал самое живое участие в собирании материалов для разъяснения тайны старца и предпринял вместе с обществом издание подробного исследования о старце Феодоре.

По его инициативе над могилой старца началось сооружение часовни [Томский некрополь. Списки и некрологи погребенных на старых томских кладбищах. 1827-1939 / Отв. ред. Н.М.Дмитриенко. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. С.116.].

clip_image014

          В 1903 году проект часовни на могиле был поручен молодому, только что окончившему Петербургскую академию художеств, архитектору В.Ф.Оржешко. Построенная в 1904 году, эта часовня, выполненная с любовью и мастерством, стала первым произведением талантливого художника [Адрианов А.В. Томская старина. — Томск, 1890. С.18-20.].

clip_image016

На главной часовенной иконе были изображены св. благоверный князь Александр Невский (покровитель Императора Александра I, личность которого многие отождествляли с личностью старца Феодора Кузьмича) и св. мученик Феодор Стратилат (покровитель старца Феодора) [Волк О.П. Храмы Томска//Самосознание Томской культуры. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. С.12.].

Разрушение часовни

После закрытия Казанской церкви в 1929 году место вокруг храма стало приходить в запустение. Могилы на монастырском кладбище «борцы с религией» сравняли с землей. Добрались и до часовни над могилой старца Феодора.

В 1936 году часовню полностью разрушили, а углубление каменного саркофага (около 2.5 м), на дне которого в простом деревянном гробе покоились останки старца, превратили в отхожее место. В конце концов, могилу засыпали помоям, грязью, мусором настолько, что уже нельзя было определить место ее нахождения.

В 1980-х годах когда я был штатным священником Петропавловского собора г. Томска ко мне обратился Виктор Иванович Федоров с просьбой взять на сохранение объемистый машинописный текст исследования о старце Феодоре Томском и императоре Александре Первом. Автор опасался за судьбу своей исследовательской работы из-за возможных карательных действий со стороны КГБ.

У меня в то время имелась книга Г.Василича «Легенда о старце Федоре Кузмиче и Александре Первом», в которой утверждалось, что старец и царь – разные люди.

В тексте В.И.Федорова я впервые для себя узнал об аргументах в пользу противоположного суждения. В начале 1990-х по просьбе Виктора Ивановича я вернул ему сохраненный в целости текст, который в скором времени был опубликован отдельной книгой, а затем еще несколько раз переиздавался.

Обретение мощей старца Феодора

В 1992 году возобновились богослужения в Казанском храме Богородице-Алексеевского монастыря. Вместе с восстановлением храма началось приведение в порядок и церковной территории. Многих волновал вопрос: что стало с останками старца Феодора, где они? Может быть, они все еще пребывают на месте своего погребения?

В жаркие летние дни 4-5 июля 1995 года благочинный церквей Томской области протоиерей Леонид Хараим, по согласованию с областной администрацией, предпринял поиски могилы старца Феодора.

Студенты старшего курса Томской Духовной Семинарии на предполагаемом месте захоронения стали по спирали через промежутки выкапывать ямки в земле для того, чтобы отыскать остатки каменного саркофага. Поиски увенчались успехом, квадратный в плане саркофаг был обнаружен. Тогда из него стали изымать землю. Поочередно, сменяя друг друга, (один читал молитву, другие копали) семинаристы из трехметрового углубления на месте часовни изымали тонны мусора, помоев,  костей животных, грязи, кала, которыми безбожники завалили место погребения святого старца.

clip_image018

От земли шел сильный смрад, открылся весь позор и вандализм тех людей, которые в сатанинской злобе хотели покрыть бесчестьем память праведника. Было очень горько на душе от всего увиденного. Но в утешение труженикам на совершенно чистом синем небе днем засияла радуга.

Невзирая на усталость, семинаристы с большим усердием продолжили работу. Во второй половине дня раскопки на могиле старца шли под наблюдением милиции, прокуратуры, представителей областного комитета  по культуре и профессора-археолога из ТГУ Людмилы Чиндиной.

clip_image020

clip_image022

Вечером, при свете электроламп, дошли до каменного дна. Никаких признаков  гроба не было обнаружено. Все опечалились. Однако Людмила Чиндина, опытный археолог, помогавшая в качестве консультанта, настояла на том, чтобы семинаристы попытались снять еще один слой земли, буквально поскрести дно.

clip_image024

Вдруг в середине дно стало мягче. Оказалось, что на дне саркофага было длинное полуметровое углубление, в котором находилась нижняя половина гроба с останками старца Феодора. Осторожно, просеивая каждую частицу земли, семинаристы помогли женщине-археологу найти все кости скелета, за исключением одной бедренной кости, черепа и верхней крышки гроба.

Погребенный лежал со сложенными крестообразно на груди руками. Были обнаружены плохо сохранившиеся сапоги на ногах, также и остатки одежды. Они буквально рассыпались в руках. Но кости и части гроба сохранились хорошо.

clip_image026

Все найденные на дне гроба кости перенесли в Казанскую церковь, там археологи и специалисты-патологоанатомы, описывая каждую косточку, выложили их в скелет. Сомнений в том, что были обретены останки именно старца Феодора, не было. Размер обнаруженного скелета свидетельствовал о том, что погребенный при жизни был человеком весьма рослым и крепким. Таким и был по описанию современников старец Феодор Кузьмич.

Во втором часу ночи были закончены все работы по обретению мощей. В завершение собравшиеся у могилы священники, семинаристы и верующие пропели молебен.

clip_image028

Приведем имена тех учащих и учащихся Томской Семинарии, чьи руки обрели святые останки, чьи руки смыли тяжкий и позорный грех надругательства над святыней с совести томичей: протоиерей Леонид Хараим, протоиерей Богдан Бида, студенты Томской Духовной Семинарии Александр Атаманов,  Алексей Марченко, Александр Соловьев, Алексей Коновалов, Вадим Трушков, Семен Гайм, Святослав Зулин, Юрий Брусов, Николай Тукуреев, Александр Соколов, Александр Государкин, Денис Михалев, Федор Третьяков, Алексей Умрилов, Вячеслав Фирсов, Вячеслав Хобец, Роман Штаудингер, Даниил Сакаев. Большинство из тех семинаристов в священном сане с усердием служат в разных епархиях Русской Православной Церкви.

clip_image030

Так в Томске 5 июля 1995 года появился новый праздник – день обретения мощей святого праведного Феодора, старца Томского.

Вторая часовня

Для многих почитателей старца с самого начала была очевидна святость праведного Феодора и неизбежность его церковного прославления в лике святых. Однако прославление это в силу известных причин состоялось лишь в 1984 году, когда по благословению Святейшего Патриарха Пимена, имя праведного Феодора Томского было внесено в состав Собора сибирских святых.

В 1997 году усердием многочисленных граждан города Томска была возведена часовня по авторским чертежам и рисункам, найденных в архивах. Одним из непосредственных и деятельных участников строительства был известный томский краевед Геннадий Скворцов.

clip_image032

В наши дни не прекращается благодатная помощь по молитвам святого угодника Божия. Особенно явно она проявляется от святых мощей праведного Феодора, открыто почивающих в возрожденном ныне Богородице-Алексеевском монастыре. История старца продолжает удивлять, вразумлять, заставлять переосмысливать жизнь и искать «единого на потребу» теперь уже наших современников. Обретение мощей старца Феодора и восстановление часовни над его могилой сняло с города позор кощунства, которое допустили наши предки, но главное – теперь Сибирь вновь обрела своего молитвенника и покровителя.

clip_image034

Надеемся, что генетическая экспертиза обретенных святых останков старца Феодора Томского и сличение результатов с данными аналогичной экспертизы представителей Дома Романовых могли бы позволить раскрыть двухвековую историческую тайну: являются ли император Александр первый и старец Феодор Томский одной личностью.

clip_image036

Александр I - русский император и старец, История, Новости, Общество, ПравославиеPermalink

Добавить комментарий