Семейно-родовая культура на страже института семьи

Автор — Александр Шуринов, руководитель Историко-просветительского Центра семейно-родовой культуры


Семейно-родовая культура человеческого общества сегодня подвергается величайшему негативному воздействию. Разрушение института семьи у нас перед глазами. Безвольные и безответственные родители, беспризорные дети, потерянные мужья и оскорблённые жёны, детские дома для детей при живых родителях и интернаты для престарелых родителей при живых детях, нищета, пьянство и чванливое разгильдяйство – вот что мы видим вокруг. И этому беспределу общественного порока, духовно-нравственному и социальному развращению и падению необходимо поставить заслон.

 Некоторым таким заслоном пытается быть 10-летняя деятельность Историко-просветительского и учебно-методологического Центра семейно-родовой культуры «Родовая семья» имени Леонида Михайловича Савёлова, которая последние 4 года развивается при поддержке Московского отделения Петровской Академии наук и искусств (ПАНИ). Определённой рекомендацией для этой академии служат имена её членов докторов наук, деятелей искусств и общественных деятелей. Таких как Леонид Александрович Майборода, Валерий Александрович Иванов-Таганский, Юрий Иванович Каюров, Николай Алексеевич Сличенко, Евгений Дмитриевич Дога, Василий Семёнович Лановой и другие замечательные всем известные представители нашей культуры.

Книга семья традиции Праздники и традиции Русская семья.

К числу членов ПАНИ в период её организации (1992 год) относились даже сегодняшние руководители государства во главе с Президентом Владимиром Владимировичем Путиным.

В этой среде выдающихся деятелей нашёл и своё почётное место Историко-просветительский центр семейно-родовой культуры «Родовая семья» имени Леонида Михайловича Савёлова.

Объединившись более 10-ти лет назад при Обществе потомков участников Отечественной войны 1812 года, сотрудники Центра и Ваш покорный слуга выработали теоретические подходы к проблематике преемственности поколений, используя материалы по самоотверженному служению Отечеству в 1812 году, и начали разработку нового научного направления – семейно-родовой культуры.

imageЗачинателем этого направления можно с полным правом считать великого русского генеалога и общественного деятеля, Действительного статского  советника и камергера, потомка участника Отечественной войны 1812 года Леонида Михайловича Савёлова, который после яркого празднования 100-летнего юбилея победы обратился к императору Николаю II с просьбой о создании Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года. Целью данного акта было желание исследовать механизмы преемственности поколений в части самоотверженного служения Отечеству в семьях участников Отечественной войны 1812 года. И уже в январе 1913 года по личному Указу императора Николая II Общество потомков было создано. Однако в последующем в связи с Первой Мировой войной и революционными событиями деятельность его была прекращена. Сам Л.М. Савёлов вынужден был эмигрировать.

В 1964 году при открывшемся Музее-панораме «Бородинская битва» силами энтузиаста-коллекционера родословий участников Отечественной войны 1812 года бухгалтера 2-го Подшипникового завода г. Москвы Казачкова Владимира Алексеевича был создан кружок, а затем Совет потомков, который длительное время собирал сведения о предках и их потомках, участвовал в патриотических акциях музея-панорамы «Бородинская битва» и Военно-исторического Бородинского музея-заповедника.

Семья укрепляется традициями Род и семья

В 1999 году на базе этих сведений и повышенной активности потомков работа дореволюционного Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года была фактически возобновлена, но в новом, современном формате. Председателем – Александром Кирилловичем Нарышкиным (потомком известного рода Нарышкиных) был разработан новый Устав Общества потомков, стали регулярно (раз в месяц) проводится историко-просветительские мероприятия, на которых с докладами и сообщениями выступали члены Общества.

В результате этих процессов и накопления исследовательского материала по преемственности поколений тема семейно-родовой культуры стала осмысливаться и изучаться более конкретно, на реальных примерах жизни родов героев нашего Отечества.

Сегодня вполне обоснованно можно заявить, что:

Семейно-родовая культура является главенствующей культурой в развитии общества.

Поскольку она несёт в себе:

1.Культуру возобновления народонаселения и его прироста;

2.Культуру передачи социального опыта поколений;

3.Культуру передачи духовного опыта из поколения в поколение.

Важность этой культуры трудно переоценить. Эта культура имеет свои глубинные исторические основы и полную широту народного представительства.

О монастыре - Настоятельница - Николо-Сольбинского Женский Монастырь

Она в значительной мере отличается от раннее осмысленных и признанных культур, как, например, музыкальная культура или, например, спортивная культура. В то же время она включает в себя многообразие уже известных культур. Например,

— культуру питания,

— культуру личной гигиены,

— культуру санитарии,

— культуру домовладения,

— культуру воспитания,

— культуру образования и т.д.

Многие из этих культур имеют тысячелетнюю историю. Однако в новой системной постановке исследовательских задач, как изучения отдельных частей общей семейно-родовой культуры, они приобретают новое целеполагающее значение как своеобразные отличающиеся культурные аспекты в решении ключевых задач института семьи и многообразных общественных институтов, вплоть до институтов обеспечения государственной безопасности.

Итак. Человеческая семья – это сложнейший механизм возобновления общества, который был сформирован в течение тысячелетий. Во все времена развития человечества он должен был обеспечивать исполнение нескольких задач по непрерывному и последовательному возобновлению жизнедеятельного процесса (общественного развития). К таким задачам или функциям института человеческой семьи следует в первую очередь отнести:

— функцию биолого-репродуктивного возобновления общества;

— функцию социального возобновления общества;

— функцию духовно-нравственного возобновления общества.

Родовой семьёй может считаться та семья, в которой социальный и духовный опыт передаётся и накапливается из поколения в поколение, не прерываясь.

Семья - малая церковь Публикации Православное Закамье

И в этом принципе нет сословных ограничений: крестьянская, ремесленническая, купеческая и дворянская семья могут быть родовыми, если сохраняют и преумножают родовой социальный и духовный опыт. И в то же время они могут оказаться не родовыми, если такой опыт в своё время не возобновили или вовсе утеряли. Естественно, такие семьи в социальном и духовном статусе из поколения в поколение «беднеют». Практически, они вырождаются. И мы имеем этому явлению многочисленные примеры.

Наукой сравнительно высоко исследованы дворянские семьи и дворянский уклад, но недостаточно исследованы культурные особенности и достижения крестьянского, ремесленнического и купеческого сословий. Благодаря постановке проблематики семейно-родовой культуры это становится ярко заметным и, очевидно, будет преодолено. Методические основы таких исследований уже заложены.

Следует отметить, что какой либо ущербности в других сословиях преемственности и накопления социального и духовного опыта нет. Нами даже определены некоторые преимущества крестьянского сословия в части духовного развития в тяжёлых монотонных, но ритмичных трудовых процессах и повышенного формирования творческого потенциала.

Безусловно, Отечественная история и вся общественная жизнь напитаны примерами влияния семейно-родовой культуры, которую необходимо изучать и, по мере возможностей в новых условиях, возрождать. Знания о семейно-родовой культуре необходимо распространять среди детей и взрослых, верующих и атеистов, бедных и богатых, бесправных и власть имущих, представителей различных национальностей, народов и этнических групп.

И в этом мы видим одну из своих задач и задач современного образования.

Сегодня, соединившись с соратниками и действительными патриотами в Петровской Академии наук и искусств, Центр поднимает вопросы возрождения семейно-родовой культуры на новый, общественный и государственный, уровень.

Именно благодаря актуальности данной тематики и многообразной исследовательской работе данное направление в работе Петровской Академии получило такое внимание, а руководитель Историко-просветительского Центра семейно-родовой культуры был удостоен почётного звания Действительного члена (академика).

Скромными силами нашего Центра 6 лет проводились заседания секции по проблематике семейно-родовой культуры и задачам системы образования в рамках Международных Рождественских образовательных Чтений. Общая тема заседаний такой ежегодной секции: «Семейно-родовая культура в современном мире. Демографическая ситуация и задачи образования». Заседания проводились, как правило, в Храме Боголюбской иконы Божьей Матери в Высоко-Петровском монастыре, либо в образовательных учреждениях города Москвы.

На заседания секции из года в год прибывали представители общероссийских общественных организаций, центров и фондов, посланцы учебных заведений из регионов, представители казачества и других общественно-патриотических организаций.

Из партнёров по организации столь важной секции необходимо выделить Московское отделение Петровской Академии наук и искусств (председатель — доктор исторических наук В.А. Иванов-Таганский), Союз Возрождения Родословных Традиций (председатель В.Н. Бибиков), Женское Православно-Патриотическое Общество, Общество потомков героев Отечественной войны 1812 года, Союз писателей России, различные казачьи организации и т.д. и т.д..

Венчаться или не венчаться? Вместе рядом

Предполагается работа Центра семейно-родовой культуры и в планируемой работе секций Международных Рождественских образовательных Чтений в 2014 году. В этот раз наша работа будет освещаться на секции «Семья России», где будут представлены новые разработки в направлении преемственности духовного и социального опыта поколений.

Последние 3-4-5 поколений российских граждан ощущают определённый разрыв необходимой непрерывной связи поколений, который происходил и наблюдался ранее. Накопление духовного и социального опыта проходило односторонне либо вовсе не происходило. В этих обстоятельствах возникает потребность возвращения в прошлое, к обстоятельствам жизни своих предков, к новому исследованию их простых и героических жизней. В данной ситуации возникают насущные потребности общества, систем образования и культуры в обращении к архивам, к воспоминаниям, к мемуарам, к литературным трудам наших классиков и мыслителей, которые раскрывают суть семейно-родовой культуры.

На наш взгляд, сегодня только через обращение к прошлому мы обретём светлое будущее и будем его достойны. Кстати, это соответствует древнему китайскому поучению: «Нужно идти вперёд, глядя назад». А нам смотреть назад нужно особенно пристально: ведь там таятся великие основы и ценности нашей духовной культуры. Особенно эффективной такая работа может быть на основе исследования семьи, становления характеров и службы Отечеству наших известных героев: генералиссимуса А.В.Суворова, адмирала Ф.Ф.Ушакова, фельдмаршала М.И.Голенищева-Кутузова и других. В курсе наших программ предполагается изучение семей героев, процессы их воспитания и формирования характеров, влияния на них окружающей среды, православного вероисповедания, традиций древней русской культуры, широкое влияние народного творчества и народных традиций на процессы формирования характеров полководцев и общественных деятелей самого высокого уровня.

 В образовательных программах для учащихся 1 курса занятий предполагается изучение ими на основе исторических судеб героев и своей семьи (каждого отдельного учащегося):

1. Материнства и отцовства;

2. Функций семьи;

3. Ценностей семьи;

4. Истории имён и фамилий (введение в ономастику);

5. Значения и влияния на семью родителей-предков;

6. Ценностей родного края и отчего дома;

7. Закона рода по накапливанию и передаче социального и духовного опыта от одного поколения другому;

8. Связей истории родов с историей России;

9. Ответственности каждого перед семьёй, родом, отчим домом, родным краем, Отечеством.

10.Родословное древо моей семьи (введение в генеалогию).

Рекомендуемый режим занятий – 2-4 раза в месяц.

Кроме биографий героев, и архивов, на занятиях широко используются литературная классика, пословицы и поговорки, выдержки из древних рукописей, религиозные писания и т.д..

С детьми проводятся соответствующие викторины и конкурсы.

Для решения многочисленных проблем духовно-нравственного и демографического содержания на заседаниях секций в течение ряда лет предлагалось обратиться к Министерству образования и науки РФ ввести в средних учебных заведениях обязательный курс образовательных программ на тему «Основы семейно-родовой культуры». Тем более, что примеры введения этого предмета и положительные результаты уже имеются.

Методические пособия по этой теме разработаны и изданы в Историко-просветительском Центре семейно-родовой культуры «Родовая семья». Более 1,5 тысяч экз. распределены среди участников прошедших Рождественских Чтений. Они имеют положительные отзывы. В том числе от Минобразнауки РФ. Вместе с тем, решение данных вопросов отдано Министерством на «откуп» директорам школ и педагогическим коллективам.

Между тем, есть стойкое убеждение, что данная тема будет в конце концов поддержана и развита государством.

Давайте к этому готовиться и вместе с тем уже сегодня добиваться, чтобы дети вашей школы становились самыми интеллектуальными, духовно и нравственно воспитанными, психологически устойчивыми, чтобы они уходили во взрослую жизнь подготовленными к семейной жизни.

30-31 марта 2013 года в Москве (Сокольники) было проведено торжественное заседание Московского Общественного Собора, посвящённое 400-летию избрания на Российский Престол династии Романовых, который поддержал стремление общественности и Центра семейно-родовой культуры к возрождению семейно-родовой культуры путём включения её основ в образовательные программы учебных заведений.

Семейно-родовая культура очень обширна: как исследовательское направление так и образовательное направление. После разработки общей системной концепции (2008-2010) мы стали заниматься частными вопросами. Темы можно перечислять и перечислять.

Сегодня наша тема — возрождение светлой памяти героев 1812 года: императора Александра I, фельдмаршала М.И. Кутузова и их предшественников — генералиссимуса А.В.Суворова, адмирала Ф.Ф.Ушакова и др..

image image image image

Мы изучаем их предков, родителей, воспитание и образование, православную культуру на основе выдвинутой нами концепции. Получается очень хорошо. Всё это делается в копилку будущей хрестоматии по теме «Семейно-родовая культура».

Если нам удаётся собрать народные средства-пожертвования, то ставим с помощью инициативных граждан, директоров школ, священнослужителей и местных властей памятники героям. Так в феврале 2014 года по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона в селе Паниковце Задонского района был установлен памятник российскому императору Александру I Благословенному – победителю Наполеона и преобразователю России, имя которого было подвержено несправедливому оговору около 200 лет. Памятник был установлен в этом регионе по причине героических подвигов его жителей, наших замечательных предков.

Следует сказать, что наши инициативы были подхвачены в Министерстве культуры РФ уже тогда, когда мы только о них заявляли (в 2011 году) и в результате были установлены аналогичные памятники в Подмосковье (ст. Салтыковка), в школе на юго-востоке Москвы и в кадетском корпусе в г. Туле, что не может не радовать.

Последующие наши инициативы и письма в Администрацию Президента РФ привели к установке великолепного памятника в Александровском саду у Боровицких ворот Кремля, открытие которого состоялось 20 ноября 2014 года.

На этом наша работа в части прославления Александра I не заканчивается. Мы предполагаем провести комплекс мероприятий, посвящённых 200-летию Венского Конгресса, который закончился по инициативе Александра I созданием Общеевропейской организации «Священного Союза», прототипа современной организации ЕС, которая препятствовала десятки лет революционному разрушению европейских стран, правительства и деятели из которых спекулировали на лозунге «Свобода. Равенство. Братство», но преследовали свои неблаговидные личные или геополитические цели.

Александр I умел уже в начале XIX века разоблачать их спекуляции и противодействовать. Его государственный опыт необходимо широко использовать и в современных обстоятельствах европейского политического кризиса.

Предлагаемые нами сегодня мероприятия по празднованию 200-летия Венского Конгресса могли бы стать показательными для Европы и остановить европейские страны и США от дальнейшей эскалации санкций и провоцирования ответных действий России, помогли бы вытащить Украину от того хаоса, в который её ввергла неразборчивая и непрофессиональная политика её лидеров и правительств.

Имеются и другие направления нашей работы. Там, где мы востребованы, мы находим возможности.

В Витебске будут соревноваться многодетные семьи

В заключение хотелось бы выразить надежду, что педагогические коллективы, в которых сильны направления патриотического воспитания, возьмутся за внедрение тематики «Семейно-родовая культура» в программы дополнительного образования учебных заведений с новыми силами и новыми возможностями. При этом, хотелось бы надеяться, что педагоги будут не только выживать в условиях реформ образования, но и подумают об учащихся, которых лишают очень многого, не внедряя наши разработки.

Надеемся также, что педагоги будут активно участвовать в общих процессах по разработке педагогических материалов и пособий как лично, так и с привлечением к этой многогранной работе самих учащихся.

P.S. Шуринов Александр Сергеевич, руководитель Историко-просветительского Центра семейно-родовой культуры, академик Петровской Академии наук и искусств (ПАНИ), зам. председателя МО ПАНИ, историк-генеалог, член Союза писателей России, член Суворовского Комитета по восстановлению храма А.В. Суворова в с. Кистыши. Эл. адрес: a.c.shurinov@mail.ru, тел.8.916.424-47-46.

История, Культура, Общество, Патриотическая работа, Семья, , , , , , , Permalink

3 Responses to Семейно-родовая культура на страже института семьи

  1. Александр Шуринов says:

    Дорогие друзья! Нами ведётся планомерная работа по проблематике семейно-родовой культуры. Мы пишем статьи и публикуем их, вступаем в дискуссии, выступаем на конференциях и Рождественских Чтениях. Но Правительство не хочет заниматься вопросами семейно-родовой культуры! Уже 10 лет оно тормозит внедрение этой важнейшей тематики в наше образование. Оно всё ещё делит проблематику на доходную и расходную. Навязывание компьютерных технологий — это доходная для правительства дорога в никуда! Деградированное общество будет тупо смотреть в компьютер? А где будут взращиваться творческие личности, таланты, гении, которыми была полна Российская земля! Между тем рождение и воспитание здоровых и умных детей представляется Правительству расходным направлением движения. Ведь нужно заказывать, разрабатывать и издавать методические пособия, хрестоматии, создавать факультеты и кафедры, создавать армию учителей! На это должна быть нацелена государственная политика, указан путь Президентом и принято всё это всем обществом! Жаль, что мы так долго топчимся на одном месте. Дети нам этого не простят!!!    

  2. Спасибо ОГРОМНОЕ за проделанную работу, ХОТЕЛОСЬ БЫ…ЧТОБЫ правительство БОЛЬШЕ внимания уделяло ВОПРОСАМ воспитания , и побыстрее В Н Е Д Р И Л О Семёйно-родовую культуру  в ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ учреждения. Молодых РОДИТЕЛЕЙ нужно ОБУЧАТЬ так же как ВРАЧЕЙ , педагогов и строителей.

  3. Александр says:

    Спасибо за статью! Хорошие фотографии. Очень полезно и важно.

Добавить комментарий