Преподавание основ православной культуры — возвращение к российской традиции

Автор — Наталья Лясковская

17 сентября в храме Спаса Всемилостивого в Митино состоялся установочный семинар по вопросам преподавания модуля основ православной культуры, по курсу религиозных культур России и светской этики в начальных классах светских школ. Совещание было посвящено взаимодействию Русской Православной церкви и Управления образования СЗОУО ДО г. Москвы в области духовно-нравственного воспитания учащихся школ Северо-Западного АО.

В трапезной храма собрались около пятидесяти участников: заместители директоров школ СЗАО, авторы учебных пособий, представители науки, культуры, родительской общественности и др.

Первым взял слово ответственный за курс ОРКСЭ в Северо-Западном викариатстве протоиерей Георгий Крылов. Он кратко очертил темы семинара и констатировал: то, что ещё вчера считалось экспериментом, уже стало признанной необходимостью — модуль ОПК выбирает четвёртая часть всех московских родителей (в прошлом учебном году их было гораздо меньше), причём не факультативно или по кружковой системе, а на регулярной основе. Это несколько меньше выбравших основы светской этики и основы мировых религиозных культур, ещё меньше доля четвероклассников, изучающих основы мусульманской культуры, она составляет несколько процентов, а тех, кто предпочёл основы иудейской культуры — доли процента. Даже если один-единственный ученик заявит о выборе того или иного модуля из шести возможных, администрация школы обязана обеспечить ему соответствующие занятия.

Современная российская образовательная система переживает большие изменения: введение стандартов второго поколения, нового Федерального закона «Об образовании» и др. Обновление содержания образования предполагает новый взгляд на изучение основ православной культуры в школе. Основы православной культуры для российского образования имеют значение, прежде всего, не политическое, разумеется, а образовательное. В контенте образования недостает этой составляющей, которая могла бы помочь нам повысить качество образования по гуманитарным базовым предметам — литературе, русскому языку, истории, искусству. Составляющая эта — православная культура, связанная с самобытностью народа, с ментальностью, с его глубинными основами.

Преподавание истории религиозной мысли России можно одновременно назвать и возвращением к российской традиции, и образовательной инновацией, которая, в конечном итоге, должна повысить качество гуманитарных знаний наших школьников.

Основное содержание связано с изучением культурообразующей религии России — православного христианства. Делая акцент на изучении разнообразных (устных и письменных) форм религиозной культуры, программа даёт представление об истории православия, о церковном искусстве, об устроении православного храма, о православном календаре, о православной этике, о культовой архитектуре других религий, о мифологии и др.

В ходе реализации программы преподавания ОПК за прошедший год удалось наладить взаимопонимание между представителями РПЦ, школ и родителями учеников. У духовных лиц, ответственных за преподавание ОПК (департаментом образования и его окружными управлениями все они официально признаются общественными методистами), теперь есть помощники. Это одно из их церковных послушаний. И они, и священнослужители — общественные консультанты учителей и школьной администрации по трём группам вопросов: преподавания ОПК как предмета, проблемам взаимодействия с ближайшим приходом и вопросам участия Церкви в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников. Общественные методисты могут беспрепятственно приходить на родительские собрания, где учителя знакомят родителей будущих четвероклассников со всеми шестью модулями.

Священнослужители в любой момент могут связаться с представителем школы — и наоборот. И это очень важно.

Вопрос о готовности участия викариатств города Москвы РПЦ в организации на базе округов курсов повышения квалификации для учителей по ОПК в I полугодии 2014-2015 учебного года в своём докладе подняла О. П. Горбушина, методист МИОО. Порой московским детям ОПК преподают учителя начальных классов, не всегда владеющие спецификой предмета. И независимо от того, воцерковлен учитель (гораздо чаще — это женщина, на семинаре присутствовали только двое мужчин-учителей) или нет, чтобы получить право преподавать ОПК он обязан пройти курсы повышения квалификации. Это непременное условие!

Ведь даже в ходе работы семинара одна из учительниц увлеченно повествовала, как на уроке она задаёт вопрос детям: «Как вы думаете, почему на иконе Рождества Христова Святой Младенец спелёнут так тесно, что не может шевельнуть ни ручкой, ни ножкой, Он вообще лишён движения? Чем это можно объяснить? Выдвигайте версии». Дети отвечали, что ребёнку было холодно, и они правы — в Вифлееме ночами в то время года было прохладно. На других иконах, где Иисус Христос изображается уже в возрасте примерно 3-5 лет, никаких «тугих пелен» не наблюдается. Однако присутствующие на семинаре учителя додумались до такого объяснения: мол, это значит, что Иисус «с самого младенчества мог поступать только по воле Отца Небесного». Чтобы избежать подобных неканонических домыслов — ещё самих учителей учить и учить. Об этом же говорила и ответственный координатор общественной методической службы Северо-Западного викариатства Е. Г. Ерошкина: в одной из школ округа педагоги объясняли детям, что пасхальные яйца потому разного цвета, что каждый цвет имеет своё значение: голубой — цвет неба, желтый — цвет солнца и т. д. Никакой такой символики в отношении пасхальных яиц в православной традиции, конечно, нет. Откуда учительница взяла эти сведения? Да на псевдоправославном сайте, которых расплодилось в наше время великое множество. Учителя ОПК частенько не ориентируются в различиях между конфессиями, для них любой сайт, использующий христианскую символику — «наш». О том, что собирая материал для урока, нужно обращать сугубое внимание на то, откуда его берете, предупредила куратор курса ОРКСЭ СЗОУО ДО Москвы Т. Б. Шалыганова. В изданной Службой общественных методистов Северо-западного викариатства «Программе совместных мероприятий Русской Православной Церкви и СЗОУО ДО г. Москвы для учащихся школ СЗАО», которую получили в подарок все участники конференции, приведён список рекомендуемых сайтов, что, конечно, очень облегчит работу преподавателей ОПК.

Иногда педагоги, стремясь в преподавании основ православной культуры реализовать межпредметные связи, «забегают» в области литературы и истории. И давай тянуть всякое лыко в строку — лишь бы там упоминалось о «добре» и «любви»! Идут в ход цитаты из творчества самоубийц Маяковского («что такое хорошо и что такое плохо») и Есенина, а также Льва Толстого — одна из наиболее любимых цитат: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Толстой «натворил добра»: в Определении Синода он назван «лжеучителем», проповедующим «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской», который, «ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств — Святую Евхаристию». Лев Толстой — великий русский писатель, этого, конечно, никто не может отменить, но не стоит в курсе ОПК цитировать его как образец. Часто педагоги восхищаются «народными героями» Стенькой Разиным и Емельяном Пугачёвым (был предан анафеме, снятой только перед смертью, ибо раскаялся) и т. п. Всё это — следствие непросвещенности.

Очень распространён в среде учителей стереотип о христианстве как религии смерти и печали, а верующие для них — люди с постными лицами, всех осуждающие за грехи и грозящие небесными карами, поэтому до них непременно нужно донести, что Православие — вера радости и воскресения.

С другой стороны — не ошибается только тот, кто ничего не делает.Следует осмыслить уже накопившийся опыт, взять из наработок всё лучшее, отмести всё ошибочное и неверное.

Учителя хотят учиться — это главное. В помощь им Р. С. Курилина, сотрудник издательства «Русское слово», представила учебник ОРКСЭ и другие методические материалы к курсу, подготовленные издательством в рамках ФГОС начального общего образования, один из них — модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» реализует изучение основ православной культуры в предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе. Модуль ОПК должен опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ Федерального компонента Государственного образовательного стандарта начальной школы в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе (приказы Минобрнауки России № 69 от 31 января 2012 г. и № 74 от 1 февраля 2012 г.) Согласно указанным нормативным документам, в издательстве подготовлены модули по «Основам православной культуры»:  О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О. Н. Яшина, под ред. И. В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4 класс» и «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4 класс» А. В. Бородиной. Они соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и входят в систему учебников «Начальная инновационная школа» издательства «Русское слово». Это учебники по «Основам светской этики» (автор М. Т. Студеникин) и «Основам религиозных культур народов России» (авторы А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров), прошедших федеральную экспертизу и включённых в федеральные перечни учебников на 2011-12 учебный год. Во всех учебниках линии представлено систематическое изложение содержания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4 класса в соответствии с ФГОС начального общего образования.

Е. Г. Ерошкина также рассказала о совместных мероприятиях школ и РПЦ: фестивали, интерактивные игры, брейн-ринги на темы «Знакомство с культурой и традициями своей страны», «Духовно-нравственное воспитание школьников» и «Воспитание гражданственности и патриотизма». О роли православного Московского драматического театра художественной публицистики в духовно-нравственном воспитании учащихся рассказала Е. Л. Живейнова, руководитель театра, член МОО Союз православных женщин. Она пригласила классных руководителей и их воспитанников на спектакли духовной тематики, которые будут даваться бесплатно. А Е. В. Данилова, соавтор экспозиции храма Христа Спасителя, представила собравшимся духовно-просветительский проект фотохудожника Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия — миру». Выставка эта по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла находится в постоянной экспозиции Патриаршего музея церковного искусства в нижней галерее Храма Христа Спасителя. 400 композиций наглядно раскрывают достоинства православной культуры. Это бесценно для современной педагогической практики, которая часто не имеет связи с живым опытом Церкви! Выставка поможет детям соприкоснуться с Православием. Ведь разговор о богословских началах творчества Дионисия, художника эпохи расцвета святости на Руси — это и разговор об основах православной веры. Это всегда живой диалог, который вызывает доверие и отклик.

В заключение встречи выступил иерей Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино. Он представил презентацию с отчётом по работе со школами за 2013/14 год: были проведены мастер-класс, посвященный Дню православной книги, интерактивная квест-игра «Страсти Христовы», встреча «100 вопросов священнику», ряд экскурсий по храму и многие другие мероприятия, которые не были формальными, «для галочки». Наоборот — и дети, и взрослые участвовали в них с большим энтузиазмом и намерены продолжать так хорошо начатое!

И это здорово, ведь духовно-нравственное воспитание новых поколений — проблема комплексная, и решить её можно только включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых — родителей, учителей, священнослужителей.

Использованы фото Натальи Тырдановой

История, Культура, Новости, Общество, Патриотическая работа, Православие, , , , , , Permalink

Добавить комментарий