Исповедайтеся Господеви в гуслех


Автор — Наталья Лясковская

11 мая в храме Всемилостивого Спаса в Митино люди собрались не на молитву, а на… концерт. Он проходил в маленькой деревянной церкви, построенной по программе «200 храмов». Сейчас службы здесь не ведутся — ведь рядом уже высится прекрасный белокаменный храм. Зато часто проходят различные благотворительные и культурные мероприятия. В этот день зрители пришли увидеть выступление ансамбля Покровского.

Этот ансамбль, созданный в 1973 году, стал первым коллективом, в котором по-настоящему объединились подлинно научное изучение фольклора с профессиональным исполнением, а традиции народной музыки — с современной музыкальной культурой. В своё время, он своим появлением в корне перевернул все бытующие представления о народном искусстве и его сценическом воплощении. И сейчас, когда Дмитрия Викторовича уже нет в живых, ансамбль продолжает исследовательско-экспедиционную деятельность: за последние годы проведены фольклорные экспедиции на русский Север, в Усть-Цильму (республика Коми), в Забайкалье, на Дон и в Низовья Волги, в центральные области России. Артисты побывали на Западной Украине, в Вологодской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Архангельской, Пензенской, Волгоградской, Рязанской, Тамбовской, Читинской и Орловской областях, Краснодарском крае. Проведена оцифровка и систематизация огромного экспедиционного архива ансамбля.

Ансамбль Покровского часто выступает на церковных площадках. На этот раз артисты приехали по приглашению настоятеля храма Всемилостивого Спаса в Митино Григория Геронимуса.

Народу в маленькое помещение набилось много — молодые, пожилые, дети; некоторым не хватило места, и они слушали концерт стоя. Почти все зрители — из общины храма, которая зародилась в 2011 году, когда 29-летнего отца Григория Святейший Патриарх Кирилл назначил настоятелем церкви. «Мы напечатали объявления о первом молебне на месте будущего храма, развесили их по району. Собралось около 70 человек. И почти все эти люди с нами до сих пор. У нас в Митине официально проживают 150 тыс. человек. Когда появился временный деревянный храм, людей приходило столько, что стоять им приходилось «на одной ножке», — рассказывает отец Григорий. —  Наш каменный храм, конечно, больше. Здесь, в церкви, люди по-настоящему объединяются в одну семью в Таинстве Евхаристии. Когда мы причащаемся из единой Чаши, когда мы вместе собираемся на божественную литургию, тогда и рождается настоящая христианская община».

Вместе на церковные службы, на помощь храму, вместе и на культурные мероприятия, а уж тем более, на такие интересные!

Для зачину руководитель ансамбля Мария Нефёдова коротко рассказала историю коллектива, созданного Дмитрием Викторовичем Покровским (1944-1996) — большим музыкантом, артистом, учёным и исследователем русского народного фольклора.

Артисты — Олег Добрынин, Светлана Дорохова, Владимир Королëв, Андрей Самсонов, Алексей Табатчиков, Марина Черкашина, Ирина Шишкина, Антон Шлевис, Ольга Юкечева, Мария Нефëдова — начали с песен донских, кубанских и терских казаков, и правильно сделали: зажгли наши русские сердца, как они это умеют! Если и были до того среди зрителей рассеянные или унылые, они очень быстро сосредоточились на ярком и звучном действе и пришли в хорошее настроение: заблестели глаза, появились улыбки. Что удивляться — ансамбль Дмитрия Покровского гастролирует по всему миру, и во многих странах зрители аплодируют артистам стоя! Добавили жару марши — «Преображенский» и «Прощание славянки». Казалось — будь больше места и не сдерживай взрослых мысль, что это храм, все пустились бы в пляс. Один танцор-таки нашёлся — мальчонка лет четырёх вырвался из маминых рук и принялся потешно приседать и притоптывать под озорной старинный городской романс: «Сидел Ваня на диване чай последний допивал…»

Затем артисты перешли к православным песнопениям 17-19 вв., прозвучали старинные духовные стихи и канты (псальмы) разных областей России. Это было драматичное и прекрасное исполнение, все слушали, затаив дыхание. Первые дошедшие до нас записи псальмов относятся к XV веку, однако наибольшее распространение они получили с XVII в. Они имеют смешанное происхождение — русское эпическо-былинное и европейское лирическо-песенное.

Сложившаяся в ансамбле Покровского школа народного пения, основанная на изучении традиционной технологии звукоизвлечения, до сих пор остаётся единственной в своём роде. Это пение задевает самые потаенные и сокровенные струнки в русских сердцах, и мы чувствуем его как связующую нить между нами, живущими сегодня, и нашими далёкими предками. Изначально исполнителями псальм были калики перехожие — паломники во Святую землю, а позднее бродячие слепые певцы. Поскольку духовный стих несет в себе глубокое назидательное, учительное начало, то он, как замечает Ф. И. Буслаев, «изъят из общего ежедневного употребления и предоставлен как особая привилегия только тем лицам, которые тоже будучи изъяты из мелочных хлопот действительности, тем способнее были сохранить для народа назидательное содержание его религиозной поэзии».

Духовные стихи — это эпические повествования на сюжеты ветхозаветных, новозаветных и житийных легенд (стихи о Голубиной книге, об Адаме, о Иосифе Прекрасном, царевиче Иоасафе, Алексие — Человеке Божьем, Феодоре Тироне, об Егории Храбром, князе Ефимьяне, о Богатом и Лазаре и т. д.), они близки к былинам:

Зашипел он, злодей, по-змеиному,
Заревел злодей по-звериному!
Устрашился у Егоры богатырский конь,
Пал конь на сыру землю.

(«О Егории Храбром»).

Умоляла мать родная своё милое дитя,
Пред кончиною рыдала, о судьбе её грустя…

(«Об умолении матерью своего чада»).

«…Добре пойте, с нерассеянною мыслью, с искренним расположением», — призывал пророк Давид и в этот раз пение звучало именно так.

Тритатушки (1).jpg

Однако уникальность ансамбля Покровского состоит не только в виртуозном владении разными народными певческими стилями, но и в органичном синтезе их с современной музыкальной культурой, в умении создать из традиционной музыки — новую, превратить её в явление мировой культуры, лишённое территориальных границ. Естественное соединение традиционной и авторской музыки с использованием принципов живой импровизации, как и прежде — визитная карточка  музыкального коллектива.

Артисты блестяще исполнили сочинения Владимира Мартынова на стихи Велимира Хлебникова и Владимира Дашкевича на стихи Фëдора Тютчева. Как мне показалось, эти произведения были приняты публикой не так тепло, как предыдущие. Оратория на музыку Дашкевича воспринималась неуместной в общем контексте. И вот что удивительно: если судить по отзывам в прессе, ценителям искусства ансамбля Покровского из Италии, Германии, Франции и многих других стран так же оказалась более интересной та часть выступлений , которая основывалась на национальных традиционных песнопениях.

Думаю, более уместным в данном случае стал бы отрывок из легендарного «Слова о полку Игореве», которое коллектив подготовил к своему 40-летию. Шедевр древнерусской литературы обрёл новое, современное звучание благодаря не только последней версии перевода Виктора Кожевникова, но и оригинальному композиторскому прочтению Алексея Шелыгина: композитор соединил древние народные инструменты с голосами и струнным квартетом.

В заключение отец Григорий душевно поблагодарил артистов за праздник, который они подарили собравшимся в тот день в храме Всемилостивого Спаса в Митино, и пожелал им новых творческих свершений и успехов. Это действительно был праздник и для глаз, и для души — не только яркое представление, но и живое доказательство того, что глубинная связь с богатейшей старинной культурой предков русским народом не утрачена.

О Григорий с крыльями.jpg

Культура, Общество, Православие, , , , , , , , Permalink

Добавить комментарий