Сохранить источники жизни

Автор —  Наталья Лясковская

Как людям дается послушание в том или ином деле, так и некоторым храмам, кажется, Господь посылает сугубое послушание. Это становится ясно довольно скоро: из уст в уста начинают ходить в народе предания, что-де молиться о решении проблем с жильем лучше в том-то храме, о выздоровлении от психических недугов — в другом, а о мире в семье — в третьем. А в храмы как будто сами собой начинают «приходить» — дарением ли, другим ли путем — особые иконы, и как раз «в тему», одно к одному. Так и с храмом Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино получилось: его главная миссия, помимо прочих,  — работа с детьми и молодежью, с молодыми семьями, с теми парами, которые ожидают детей, с беременными. Любой из жителей округа (и не только) может прийти в молодежный клуб «Красное солнышко», родительские клубы «Берега», «Первые шаги», клуб свв. Иоакима и Анны. Родительский клуб святых и праведных Иоакима и Анны  создан в 2012 году, его целью является объединение семей по интересам воспитания и уходом за детьми, в традициях Русской Православной Церкви. Его задачи — дать элементарные знания о православной семье, воспитании детей, вынашиванию ребенка, популяризировать идею осознанного родительства. Каждый вторник в 16. 30 в храме служится молебен о семейных нуждах, читаются молитвы Богу Отцу, Божией Матери, свв. Пр. Иоакиму и Анне, святому Давиду Гареджийскому — о создании пары, даровании детей, сохранении беременности, благополучном родоразрешении, благоденственном материнстве и отцовстве, о мире в семье. После молебна беременных женщин приглашают в гостиную, где они могут встретиться с профессионалами в разных областях жизни, рассказать о своих проблемах, поделиться опытом и задать вопросы касательно семьи и беременности специалистам: акушерам-гинекологам, педиатрам, специалистам по грудному вскармливанию, психологам. На занятиях присутствует священник.

   А 23 марта 2014 года наконец-то свершилось долгожданное событие: состоялся традиционный молебен для будущих родителей, на котором освятили иконы святых праведных Иоакима и Анны  и Пресвятой Богородицы «Помощница в родах». Храм был полон людей! В совместной молитве собравшиеся просили помощи у Божией Матери и у угодников Божиих, а по окончании молебна все с благоговением приложились к иконе преподобного Давида Гареджийского, помощника при бесплодии и женских болезнях. По благословению иерея Петра Михалёва, окормляющего деятельность клуба святых и праведных Иокима и Анны, у каждого желающего теперь есть возможность записать то, в чём он имеет нужду, в особую тетрадку — «Прошения о семейных нуждах». Эта тетрадка находится в храме за свечным ящиком. И каждый вторник на молебне священник будет поминать записанные имена в молитвах ко Господу. Вот о чем чаще всего пишут прихожане в этой тетради, о чем просят Бога:

  • О создании пары;
  • О даровании чад;
  • О сохранение беременности;
  • О благополучном родоразрешении;
  • О благоденственном материнстве и отцовстве;
  • О мире в семье.

Занятия «Вместе с мамой»

Икону святых праведных Иоакима и Анны с Пресвятой Богородицей на руках написал изограф Андрей Марков. Мастерская Алексея Балыкина, расположенная в Сергиевом  посаде при Троице-Сергиевой лавре, с любовью и трепетом изготовила киот и доску, на коей она и была написана. У этого образа нет аналога. Его можно отнести к празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Также она воспринимается, как хранительница благочестивых семей и  ходатаица к Богу о ниспослании детей. Ведь отец и мать Девы Марии прожили бездетными 50 лет, и очень печалились этому, и даже были осуждаемы за это: первосвященник отказал Иоакиму в праве принести жертву Богу, так как он  «не создал потомства Израилю». С горя Иоаким удалился в пустыню, где ему явился ангел с вестью, что вскоре его немолодая жена родит дочь. И вот Она родилась! В иконе остро и трепетно ощущается радость родительства: в том, как бережно и нежно Иоаким и Анна поддерживают с обеих сторон маленькую Деву Марию —  и заключается это ощущение приятия чуда, благодарность за него Господу.

    Работа художника замечательна, детали выписаны ювелирно, канон соблюден и при этом образ не сух и строг, а напоен тихой радостью. Счастье иметь ребенка — вот что излучает икона, написанная Андреем Марковым (кстати, счастливым отцом троих детей). Цветок лилии в руке Божией Матери — предзнаменование пришествия Христа, дарующего нам вечную жизнь…

   Мне показалось не случайным удивительное совпадение: в русской иконографии уже оставил свой след «иконописец I-й статьи» Андрей Марков, только жил он в 1656-1678 годы. Он написал для антиохийского патриарха Макария в Нижнем Новгороде иконы Киприана и Устины, а также трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (эти иконы хранятся в Оружейной палате). Также сохранились его икона Покрова Богородицы «полным образом» для Покровской церкви на Покровке и образ Всемилостивого Спаса «переводом противу греческого письма» для соборной церкви Свято-Алексеевского девичьего монастыря. Этот образ очень понравился Симону Ушакову. Мне кажется, если бы великий мастер увидел работу полного тезки Андрея Маркова, нашего современника, он тоже дал бы ему высокую оценку!

    Вторая из освященных 23-го марта икон — Пресвятой Богородицы Помощницы в родах, начала ХХ века, празднование которой совершается 8 января (26 декабря по ст. стилю). Она «пришла сама» в храм Новомучеников и Исповедников Российских: её подарили церкви прихожане из семьи староверов. «Помощница в родах» (другие названия «Помощь в родах», «Поможение родам», «Помогательница женам чады рождати») — довольно редкая икона, перед нею молятся о ниспослании благополучных родов, а в случае бесплодия — о зачатии ребенка. О том, что молитвы эти не остаются не услышанными, свидетельствуют случаи, о которых рассказали отец Петр Михалёв и Елена Ерошкина, профессиональный психолог, глава Службы психологической помощи, которая существует при храме с декабря 2011 г. Они не вправе открывать чужие тайны, однако свидетельства их, безусловно, верны: слухом земля полнится и помолиться перед чудотворной с каждым днем приходит все больше и больше людей, а в праздничные и воскресные дни причаститься Христовых Таин приводят столько детей, что для них выносят особую Чашу на улицу и там причащают!

   Елена Григорьевна Ерошкина — одна из тех добровольных помощниц и помощников, на которых держится вся обширная социальная часть деятельности прихода. Нелегкое это послушание она получила от настоятеля храма святого мученика Феодора Тирона отца Дмитрия Крутова. Елена совсем молодая женщина, но уже мать двоих детей, при этом она закончила Московский Гуманитарный Университет по специальности практический психолог (дипломная работа «Смысложизненные ориентации людей пожилого возраста и их отношение к смерти»), а с 2009 г. и по настоящее время она учится на психотерапевта, проходит 2-ю ступень Московского Гештальт Института, руководит методической службой Северо-Западного викариатства.

Первое венчание в Молодежном клубе «Красно солнышко»

    При храме действует также служба помощи для людей, оказавшихся в самых различных трудных жизненных ситуациях.  Даже у людей нецерковных и неверующих есть убеждение, что храм — это место, где должны помочь, где не могут отказать попавшим в беду. И они совершенно правы — христианин призван помогать страждущим. Для того, чтобы получить первую помощь — рассказать о своей беде, посоветоваться — человеку достаточно обратиться к дежурному катехизатору, которого можно вызвать в храме за окошком свечного ящика ежедневно с 9 утра до 20 часов вечера. А затем уже начинают думать: как помочь конкретными действиями? «Если пришел человек, с которым случилось несчастье, первое и главное, что мы можем, — принять, оказать внимание и выслушать с любовью, попросить общину помолиться. А дальше действовать по ситуации: стать посредником между просителем и родственниками, стать посредником между просителем и органами власти, помочь найти нужную информацию, помочь составить письмо или прошение и многое другое», — говорит Елена Григорьевна. Она и её сотрудники помогают не только тем, кто пришел в храм, но и постоянно дежурят в 181 горбольнице, в 10-м родильном доме, при котором есть психологический кабинет, куда приходят женщины, собирающиеся сделать аборт. Часто при собеседовании присутствует священник, но многие из посетительниц отказываются с ним говорить. А жаль: в Германии, например, даже неверующие женщины прежде, чем решиться на аборт, в обязательном порядке должны пройти собеседование со священником! И это имеет действенный результат — отказ от прерывания беременности. Зато с Еленой Ерошкиной соглашаются поговорить почти все. Она старается отговорить женщин от чудовищного поступка, заставляет задуматься о его последствиях.  Недостаточное знание не только о вреде абортов с медицинской, физической точки зрения, но и о ценности каждой человеческой жизни, как Дара, который есть величайшее чудо, приводит к тому, что многие, идущие на аборт практически не осознают, насколько тяжелыми психологическими последствиями может обернуться для них их необдуманный, безответственный, мало осознанный поступок.

     Одной из главных задач психолога в этой связи представляется, в первую очередь, попытка дать возможность женщине максимально полно осознать все возможные последствия. Ни в коем случае не запугивать, не манипулировать, а просто рассказать ей дополнительно о тех аспектах, о которых она может и не подозревать, но с которыми, возможно, ей придется потом столкнуться. Зачастую, просто проговаривая вслух мотивы своего решения, а также узнавая как о негативных сторонах аборта, так  и о позитивных сторонах материнства, женщина делает свой выбор в пользу ребенка. К сожалению, бывает и иначе. «Ведь у нас иногда, как сказал о. Дмитрий Смирнов, «убить проще, чем родить», — сокрушается Ерошкина. Особенно ей запомнилась мусульманка, которая пришла уже с большим животом, рассказала, что ей нечем платить за квартиру, поэтому она будет делать аборт. Елена напомнила ей, что  не только христиане, но и мусульмане считают аборт убийством, предложила правовую помощь, обещала обеспечить оплату квартиры через один из фондов, занимающихся проблемами социально неустроенных людей. Мусульманка ушла, попросив время на раздумья. Больше она не появлялась. «Сердце болит за нее: сделала она то, что собиралась или нет», — говорит Елена. Врачи больницы деятельности Ерошкиной не препятствуют: у них есть своя «Тетрадь спасённых детей», и спасённых много.

  Такую деятельность — помощь и содействие в сохранении жизней хотя бы некоторым детям — Церковь рассматривает как Служение Господу. И речь идёт не только о спасённых жизнях детей, но и матерей: многие из совершивших этот грех лишь со временем обнаруживают, насколько сильна была психологическая травма, связанная с убийством еще не рожденного младенца, а иногда и нескольких. Такие женщины по многу раз исповедуются и каются в содеянном, но муки совести не оставляют их, приводя к депрессии, апатии, психосоматическим заболеваниям. Часто они не могут простить тех, кто когда-то спровоцировал их на аборт, и несут в себе груз обид, даже ненависти. В тяжелых случаях (особенно когда женщина становится бесплодной после аборта)  случаются попытки самоубийства, возникновение тяжелых состояний зависимости (наркозависимость, алкогольная зависимость и т. п.)

В клубе св.праведных Иоакима и Анны

   Законы многих государств жестоки по отношению к детям, которые ещё находятся в утробе матери. Во Франции жизнь ребёнка начинает защищаться государственными законами через 10 недель после зачатия, в Дании — после 12 недель, в Швеции и в России — после 21, а во многих странах — сразу после его рождения. Лауреат Нобелевской премии Джеймс Уотсон предложил охранять жизнь ребёнка только через три дня после рождения. Значит, в эти три дня с ним можно сделать что угодно и это не будет считаться преступлением?!

   Но кроме государственных законов, есть Закон Божий: «Имя Ему «Хранитель младенцев» (Пс. 145) Церковные каноны всегда защищали человеческое существо уже в материнском лоне: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению как за убийство», — сказано у святителя Василия Великого. И не имеет значения срок зачатия! В этом единомысленны все святые отцы.

    Женщина должна быть источником жизни, а не смерти.

Использованы фото — newmartyros.ru

Общество, Православие, Семья, , , , , , , Permalink

Добавить комментарий