«Чернобыльский репортаж» Сергея Сулина

Автор — Наталья Лясковская

Кишинев-Москва

    Искусство —  машина  времени, упрямо  возвращающая  нас к истокам, к зарождению мысли, художественного  чувства и образа. Знаменитые полотна, с  одной стороны,  воздействуют на зрителя «здесь  и  сейчас», с другой — возвращают  его  во  время  и  пространство  создания их Художником.

   Чернобыльская  катастрофа, за  28 лет  не   ставшая   менее  страшной и катастрофичной  даже  на фоне последних политических событий  на  Украине,  которые будут иметь последствия, практически равные атомному Чернобылю, навсегда  запечатлена  в  графических листах и полотнах  бывшего командира взвода радиационно-химической разведки Сергея  Сулина. Он — единственный  профессиональный  художник  среди «чернобыльцев»  и  единственный ликвидатор-чернобылец  среди  членов  Союза  Художников  Республики Молдова.

   И  в  этом  году  персональная  выставка  работ  Сулина, созданных  под  впечатлением   от пребывания  на  Четвёртом блоке  ЧАЭС, взорвавшем  полную ароматов цветущего апреля  весеннюю   тишину,  впечатлений от взрыва,  ставшего  прологом к развалу СССР, — открылась  в  Доме Национальной Армии Республики Молдова.

«…Городок Белая Церковь, куда нас доставили к вечеру,  когда-то тихий и провинциальный,  уже год как являлся плацдармом для переброски техники и живой силы в район  катастрофы. Каждый день тысячи людей по его узким пыльным улицам направлялись в Чернобыль и возвращались обратно. И, честно говоря, вид возвращенцев мне не понравился. Их сразу можно было отличить по черным кругам вокруг глаз и сухому кашлю.

      Только днем позже мы добрались до места назначения. Наш полк располагался в еловом лесу по соседству с болотом, на самом краю «мертвой» зоны, окружающей взорвавшуюся станцию. (…) Кроме основной работы по наблюдению за радиационным состоянием территории, наша рота выделяла людей для дежурства в автопарке, отстойнике зараженной техники, на КПП, а также для дезактивации станции. Такое задание считалось «дембельским» — за него человек получал большое количество «радиков» и быстрейшее возвращение домой. Работы на АЭС проводились силами десятков полков, личный состав которых радиация перемалывала за  пару-тройку месяцев. По вечерам мы все подсчитывали полученную дозу облучения и активно интриговали за наиболее доходные наряды. Для поездки на станцию выстраивалась негласная очередь, хотя вряд ли кто смог бы ее пропустить,  даже если бы и захотел.

      Работа начиналась ранним утром. Нестройными колоннами роты проходили перед командиром полка. Зарядкой мы не занимались, чтобы не глотать вместе с пылью лишней  «заразы». После завтрака каждое подразделение выполняло свою особую задачу. Вскоре пришла и моя очередь во главе команды «партизан» прогуляться на АЭС.

      С помощью реактивных швабр, энергоемких ведер, электронных тряпок и супер-пупер стирального порошка «Лотос» я со своими «чудо-богатырями» несколько дней кряду усердно драил одно из помещений станции. Но каждое утро  радиация вновь оказывалась на прежнем недопустимом никакими нормативами уровне. Я доложил об этом начальству, и комната была опечатана как непригодная для нахождения людей. Нас перевели на новую площадку, и там все повторилось сызнова. Поняв на практике, что борьба с радиацией — дело бесперспективное, я перестал усердствовать и лишь старался по возможности уберечь людей от лишнего облучения…»

(Из романа Сулина «S Золотой Рыбы»)

   Так молодой, недавно окончивший   художественную школу им. И. Виеру  и  архитектурный факультет Кишинёвского Политехнического института   художник Сергей Сулин  начал свой  творческий путь —  с  графических листов, посвященных Чернобыльской катастрофе. Двенадцать  работ серии «Чернобыльский репортаж» теперь находятся  в  собрании Национального исторического музея Молдовы.  Но  Великая Тема  графикой не исчерпалась, не   отпускала душу художника —  и  появились  философско-религиозные полотна  «Серебряной серии».  Работы  этого  периода  поэтичны  и метафоричны, их отличает ассоциативность и глубокий символизм, художник создает уникальный индивидуальный мир образов. Для Сулина Чернобыль — символ не только катастрофы экологической, но и катастрофы человеческого  духа, кризиса безответственности  и  безбожия, поле битвы  абсолютных Добра и Зла. Именно поэтому — возможно, неожиданно и для самого художника, прежде не обращавшегося к библейским сюжетам, — в «Серебряной серии» появляются образы Богородицы и Христа, Троицы и  Георгия Победоносца.

    Казалось бы, Сергей Сулин никогда больше не сможет  отойти от  этой боли  и смятения. Однако  Жизнь — мудра  и всепобеждающа. Озарившая  жизнь художника  любовь  кардинально  меняет настроение  его  работ,    привычную, уже  узнаваемую палитру. Он словно прозревает — и вместо  обугленных серебряно-чёрных  и  багряных тонов  в  его  мир снова врывается ЦВЕТ, половодье образов и чувств, запах цветов  и  трав,  облака, ветер, солнечные блики,  плеск воды — символы вечного торжества и обновления жизни, символы надежды и веры!

Я наблюдаю за творчеством Сергея Сулина 20 лет, с первых выставок. В   работах последних лет он раскрывается как  лирик, но я знаю его более драматичные произведения. Он участник ликвидации Чернобыльской аварии, много пережил, и это отразилось в его графических листах, в некоторых живописных композициях. А его новые работы очень тонкие, прочувствованные, написанные с натуры. Это, в основном, молдавские пейзажи, натюрморты — лиричные, поэтичные. Когда-то, когда Сергей создавал сложные символичные композиции, я как раз и по советовала ему поработать с натурой — просто натюрморт, просто пейзаж. Сложная композиция — это мышление художника, его  ментальность, а в лиричных, интимных вещах выявляется что-то на уровне подсознания, что-то более волнующее, более тонкое и  сокровенное. Сулин как художник использует разнообразные возможности языка живописи, постоянно испытывает себя, провоцирует разными темами и задачами, чтобы выявить все свои способности. Сергей обращается к самостоятельным  темам и в графических листах, в частности, в работах, посвященных А. С. Пушкину. Он представляет поэта не только в прошлом, но и в настоящем. Незримое присутствие Пушкина становится зримым… Сулин многосторонне одарен — скульптор, живописец, график, иллюстратор и даже писатель. Вдохновляясь примером своего кумира — Михая Греку, Сергей использует нетрадиционные технические средства, извлекает эстетические эффекты из необычных соединений материалов (например, темпера и лак), и создает свой неповторимо-индивидуальный мир образов. Хорошо, когда художник ищет себя, а не эксплуатирует то, что уже найдено. И, тем не менее, он узнаваем на разных этапах своего творчества. Это прекрасно, когда художник не повторяется, а ищет себя, — сказала в интервью  передаче «ARTELIER» телерадиокомпании «МOLDOVA-1» Людмила Тома,  член СХРМ, преподаватель истории искусств в Академии искусств Молдовы, Научный сотрудник Института искусствознания АН Молдовы, доктор искусствоведения.

     Обычно художник  — натура  замкнутая и самодостаточная, бегущая от «общественной деятельности». Сергей Сулин, прочувствовавший  на  ЧАЭС, — в его случае это не пафосная фраза, а констатация факта —  цену   мгновения   и вообще  человеческой  жизни, не мог оставаться сторонним наблюдателем драматических перемен, происходящих в окружающей «мирной» жизни. Он создал и возглавил Товарищество русских художников  Молдовы «М-АРТ», на счету которого сегодня более 150 персональных и общих  выставок, проведённых по всей республике. Сергей  —  автор  идеи  и бескорыстный составитель уникального Каталога-справочника «Русская ветвь изобразительного древа Молдовы», изданного в 2013 году  при содействии правительства Санкт-Петербурга, в который вошли творческие биографии членов Товарищества «М-АРТ» и художников, наиболее  плодотворно  с ним сотрудничающих (120 биографий), мастеров разных национальностей с двух берегов Днестра. Кроме того, в каталог включена полная информация о деятельности организации за  время  её существования.

  Что можно пожелать ликвидатору-чернобыльцу сегодня, в печальную годовщину катастрофы?  Здоровья  и  мужества,   внимания государства  к  нуждам социально уязвимых, потерявших  силы  и  здоровье, ещё не старых мужчин, прикрывших  собой  Европу  от  смертоносной  невидимой  беды!

  Что можно пожелать художнику, кроме вдохновения и традиционных «новых творческих планов и свершений»?

     Пожелаем  Сергею  МАСТЕРСКУЮ! Которой  у  него, члена СХ Республики Молдова, председателя Товарищества русских художников РМ,  обыкновенного подвижника  —   нет. Почестей и привилегий он не требует и не просит. Но он достоин того, чтобы работать в условиях, необходимых всякому художнику. Хотя бы это он заслужил.

Original

Чернобыльская Мадонна. 1988 г.

Использованы фотоматериалы moldovart.com, illustrators.ru, artseller.ru

Общество, Портреты, , , , , Permalink

Добавить комментарий