ЗЕМСКАЯ ГИМНАЗИЯ — ТРАДИЦИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ

Автор — Наталья Лясковская

Совет Международной общественной организации «Союз православных женщин» побывал на выездном заседании в Балашихинской земской гимназии.
Что такое земская гимназия?
Они появились в России примерно в 1871 г. и имели важнейшее значение: именно там возникли новые методики, сложились новые принципы обучения и воспитания. Земские гимназии носили изначально государственно-общественный характер управления. Деятельность педагогического коллектива объединялась принципами, отражающими отечественные традиции, культуру, идеи гуманистической педагогики, основанной на признании учащегося равноправным субъектом обучения.
Первой земской гимназией стала Вяземская Александровская, открытая по решению Смоленского губернского земского собрания от 16 декабря 1866 г.
Педагоги Вяземской гимназии поняли: успехов можно добиться только соединением в целостную систему учебной и внеклассной работы. Еще до официального введения 14 декабря 1870 г. института классных наставников, вяземские учителя взяли под особую опеку классы «для ближайшего наблюдения за успехами учеников, для ознакомления с развитием их и материальным состоянием», сообщали родителям сведения об успехах и неудачах гимназистов, их трудностях и проблемах, были посредниками между семьей и школой.
 Музей
В гимназии, которую мы посетили, те же принципы, и даже более: родительский совет здесь — равноправный с дирекцией школы орган, участвующий в процессе обучения и воспитания. «Педагогика» в переводе с греческого — «детоводительство», это совместный путь учителя и ученика. И этот совместный путь учителя все эти годы проходят вместе с родителями и учениками.
Существенное влияние на формирование нравственных убеждений и принципов в дореволюционной земской гимназии оказывало религиозное воспитание, не замыкающееся рамками преподавания Закона Божьего. «С самого открытия гимназии, по субботам, — пишет И. П. Виноградов (историк Вяземской земской гимназии), — читалось воскресное Евангелие с объяснением и толкованием тех мест из Евангелия и посланий Апостольских, которые они слушали за следующей воскресной службой».
Опыт православного воспитания в Балашихинской земской гимназии берет начало в 1988 г., когда настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы Владимир Бороздинов создал одну из первых православных воскресных школ в Московской области. Тогда и сложилась концепция духовно-нравственного воспитания, которая позволила создать земскую гимназию как школу, возрождающую русские традиции в образовании — с приоритетом воспитания, по теории К. Д. Ушинского «русского народного воспитания и образования с великим воспитательным воздействием православной религии». Тогда же сложился и коллектив единомышленников.
Программы «Основы православной культуры» (строго по соглашению с родителями учеников), «Духовное краеведение», «Истоки», построение всего процесса воспитания и обучения на идеях Православия имеют воспитательно-прикладные цели: восстановление художественных промыслов, ремесел, искусства, народных праздников, возрождение национальной русской культуры воспитания, развитие духовности.
Переоценить значение земских школ для российского образования трудно.
«Земские школы после реформы Александра II заполнили нишу между церковно-приходскими, где давалась начальная грамотность, и гимназиями, лицеями, реальными училищами, — объясняет исторические предпосылки того времени директор Балашихинской гимназии Игорь Львович Кравченко. — Возникла потребность в индустриализации страны, а значит, из крестьянина нужно было сделать рабочего — грамотного, умеющего обращаться с техникой. И земские школы с этой задачей справились. Они ликвидировали безграмотность в России. В чем была их сила? Эта школа организовывалась общиной, земство — это местное самоуправление. Я имел честь участвовать в организации первого земского съезда. У нас в Балашихе есть отделение земского движения, которое я возглавляю».
 Мастерская
В дореволюционных земских гимназиях особое внимание уделялось сиротам, детям из бедных семей, детям погибших воинов и другим малоимущим. Земская гимназия в Балашихе и тут верна традициям: «Мы сохраняем старый земский принцип: все умные и бедные дети должны получить образование независимо от материального положения. Поэтому у нас до 30 % бесплатных учеников — дети-инвалиды, дети-сироты, дети офицеров, погибших в «горячих точках».
Администрация дореволюционной первой земской гимназии в Вязьме стремилась «посеять в обществе доверие к школе и любовь к образованию». И в Балашихинской земской гимназии те же принципы: доверяй учителю и учись учиться, «возьми знаний, сколько сможешь».
Образовательное учреждение «Земская гимназия» в Балашихе создано в 1991 г. как образец государственно-общественного управления и контроля, основанный на историческом опыте земских школ России, ориентированных на национальные традиции, где обучение осуществлялось с учётом местных особенностей. Сформировались основные для земской гимназии принципы: народность, духовность, православие, соборность, приоритет воспитания над обучением (что дало ощутимое повышение процента успеваемости!), сочетание научных и гуманитарных планов.
 Экскурсовод Илья
В Балашихе сумели так построить воспитательный процесс, что в православно-ориентированную школу приходят родители, прилежащие другим верам, и просят взять их детей на обучение. В концертной композиции, посвященной Сергию Радонежскому, которую показали гимназисты гостям из Москвы, с воодушевлением принимали участие несколько девочек явно неславянского вида, да и в хоре мальчиков, лихо спевших лермонтовское «Бородино», такие были. Эти дети хотят получить хорошее образование и знают, что получат его здесь, того же желают их родители, к тому же они могут быть уверены: никто здесь их ребенка не обидит, в стенах этой гимназии нет места расовой или религиозной нетерпимости. В 2003 г. Балашихинская земская гимназия получила международный грант по программе «Толерантность».
Земская гимназия в Балашихе представляет собой комплекс, включающий прогимназию — дошкольные группы раннего эстетического развития для детей 3-4 лет, подготовительные классы (5-6 лет) и начальную школу (6,5-11 лет), основную общеобразовательную школу (11-14 лет), среднюю общеобразовательную школу (15-17 лет). Все ступени сохраняют программную и концептуальную преемственность, работают в режиме соорганизации, самоуправления и саморазвития, как неотъемлемых условий земского устройства. Это триединство направлений развития, реализующих федеральную концепцию непрерывного образования, российские традиции в образовании, принцип раннего развития творческих способностей учащихся, принципы гуманистически направленного обучения. Применяются методики, основанные на теориях развивающего обучения Л.В. Занкова, педагогов-новаторов И. П. Волкова, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой, Б. П. и Л. А. Никитиных. Базовым является комплекс профессора В. Ф. Базарного.
 Сказ о Сергии Радонежском
Основные принципы просты и эффективны. Один из главных — забота о здоровье учащегося. В Балашихе в классах стоит регулируемая под рост ученика мебель с наклонной поверхностью — парты и конторки. Часть урока ученик сидит, а другую часть — стоит: сохраняется и укрепляется его позвоночник, осанка. Доказано, что дети, занимающиеся в этом режиме, растут быстрее и равномернее, чем их «сидячие» сверстники, у них не развивается сколиоз и другие болезни, связанные с застоем позвоночника.
«Во время интенсивного обучения идет ухудшение здоровья детей, — говорит Игорь Львович. — Уже лет 50 назад было доказано, что это не только проблема плохого питания, бедности, экологии, — сам строй школьной жизни, система обучения разрушают детское и юношеское здоровье: физическое, психическое, интеллектуальное. Исследования замечательного ученого Владимира Базарного, который в 1980-х годах провел у детей более 6 тысяч операций по зрению, показали, что с каждым годом ухудшались такие параметры, как зрение и сколиоз — искривление позвоночника. Динамика становилась все страшнее. Базарный доказал, что это комплексная проблема. Чем большими объемами информатизации «грузятся» дети, тем дольше они вынуждены находиться в сидячем положении, чтобы осваивать эти объемы. Особенно в гимназиях и лицеях, которые призваны дать «самое лучшее образование». А вот здоровье учеников там на последнем месте! Среди молодежи даже кличка появилась — ботаник. Это замученный, худенький, сгорбленный, в очочках, отличник. Они страдали больше всего».
Кравченко сотоварищи стали бороться за здоровье учеников — и вот результат: балашихинские гимназисты в разное время становились лауреатами и призерами самых разных конкурсов, олимпиад и других соревнований. Они обладатели диплома и грамоты Министерства природных ресурсов Российской Федерации фестиваля Московского зоопарка «Экология, Творчество, Дети», почетного диплома Международного эколого-политологического университета в Международной молодежной конференции «Экологические проблемы ХХI века». Получили они и благодарственное письмо Управления по образованию Администрации Балашихинского района «За развитие ученического самоуправления» и участие старшеклассников в городской акции «Я — гражданин Балашихи». Хранится в школьном музее и грамота Управления по образованию Администрации Балашихинского района за победу в районном конкурсе компьютерных работ в номинации «Графика и дизайн», «Программы электронного издательства», городской выставки «Ребенок в мире народной культуры». Победили они и в смотре-конкурсе «Балашихинские подмостки» в номинациях «Лучшая женская роль», в городском конкурсе чтецов «Как не любить мне эту землю», «Строки, опаленные войной», получили диплом лауреата Московского форума «Одаренные дети», «Я люблю тебя, Россия». Заслуженно получены и грамоты Управления по культуре Администрации Балашихинского района за участие в Областном конкурсе-фестивале «Рождественская елка» за участие в детской выставке. А в 2007 г. медалисты гимназии и два педагога — учитель информатики Глазунова О. В. и словесности Филлипов В. Г. были награждены памятными грамотами Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и ещё два учителя — грамотами отдела катехизации и просвещения Московской патриархии.
Директор НОУ «Земская гимназия» Кравченко И. Л. награждён медалью Русской Православной Церкви святителя Макария, митрополита Московского, за успехи в духовно-нравственном просвещении учащихся.
Гимназия как образовательное учреждение имеет диплом Министерства образования Московской области как лауреат конкурса «Лучший бренд образовательного учреждения». По договору с Британским Советом в Балашихинской земской гимназии проводится экзамен на Кембриджский сертификат. С 1994 г., в рамках договора о сотрудничестве со «школой-сестрой» Port Orchard School, Вашингтон, США, проводятся международные обмены по линии «Педагоги за мир и взаимопонимание». Также земская гимназия Балашихи представляет Россию в Международном Совете «Self-Esteem». Представители педколлектива регулярно участвуют в международных научно-педагогических конференциях (Норвегия — 1991г., США — 1992 г., Великобритания — 1994 г., 2005г., Греция — 1998 г. и в мероприятиях международного союза «Всеславянский собор»).
И учителя молодцы, и ученики!
Кстати, про «очочки». На потолки балашихинской земской гимназии нанесены пунктирные линии для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, которые проводятся каждые полчаса, а для развития внимания и быстроты реакции используются специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки». Упражнения сочетают движения глазами, головой и туловищем, выполняются свободных позах, стоя. Они призваны развивать чувство общей и зрительной координации, зрительно-моторные реакции, в частности, скорость ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.) Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета. В балашихинской земской гимназии почти нет учеников в очках.
Еще один пункт методики Базарного — на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), уходящий в бесконечность и насыщенный природными и рукотворными зрительными стимулами пейзаж. В нем с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «без книжного» обучения в начальной школе и также предотвращает раннюю потерю зрения. Всю эту красоту дети (совместно с педагогами и родителями) создают сами. В гимназии после окончания занятий почти никто не уходит домой: здесь полно кружков, секций, студий — занимайся, к чему душа лежит!
 Музей: старинная парта
В этой гимназии дети пишут только перьевыми ручками: сначала осваивают специальные художественно-образные каллиграфические прописи, формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз-рука», и только потом переходят к освоению собственно буквенного письма.
Девочки и мальчики в гимназии обучаются раздельно-параллельно. То есть, в классах они сидят разных, но на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках общаются друг с другом как обычно.
«В свое время общественность бурно осуждала разделение школ на женские и мужские, — говорит директор гимназии Кравченко. — Теперь мальчиков и девочек соединили. А что получили в результате? Унисекс. Все стали одинаковыми. Узкий таз у девушки, узкие плечи у юноши, который не занимается спортом, одинаковые прически — со спины и не отличишь. Мы потеряли ключевой фактор, на котором стоит природа, — сообразное развитие ребенка по женскому или мужскому типу. А теперь удивляемся: где мужики, куда они пропали? Мы стараемся исправить эту ситуацию».
Положительные результаты налицо: дети стали более дисциплинированными, более ответственными на учебных занятиях и уважительными по отношению друг к другу, к педагогам и родителям.
В гимназии регулярно проводят экспресс-диагностику детей и отчитываются перед родителями за состояние их здоровья. Речь идёт не об общей констатации, типа «здоров-нездоров», а о строго количественных замерах, которые позволяют оценить динамику той или иной подсистемы организма, а также его состояние и развитие в целом.
Конечно, задумав в свое время открыть свое экспериментальное учебное заведение, Кравченки испытали сильнейшее противодействие со стороны РОНО, местных властей. Галину Викторовну даже чуть до инфаркта не довели… Но они все преодолели. Сегодня учредителями гимназии являются и администрация Балашихинского района, и Министерство образования области, и Союз кузнецов России, и известные ученые, и кандидат богословия, член Союза писателей России протоиерей Владимир Бороздинов. Эксперимент супругов Кравченко (жена Игоря Львовича, Галина Викторовна, является директором МОУ «Земская гимназия» 5-11 классов) дал такие результаты, что к ним приезжают перенимать опыт даже из самодостаточной Белгородской области. Руководство гимназии охотно делится опытом: проводятся семинары, конференции и т. п.
 Трапезная
Участники выездного заседания Совета МОО «Союз православных женщин» посетили картинную галерею, спортзалы, музыкальный класс, библиотеку, комнату релакса, трапезную: это яркая, светлая комната, на стене — плазма, настроенная на телеканал «Спас», большой выбор блюд, в том числе — постных. В музее «Земское образование и современность», где имеется даже подлинник Похвальной грамоты Сергея Есенина, блестящий экскурсовод старшеклассник Илья рассказал нам об истории земских школ в России. В кабинете народных промыслов и ремесел девочки работали над созданием старинных русских костюмов, а мальчики (в отдельном классе), что-то с увлечением выпиливали…
Пресс-конференция
На пресс-конференции руководителям гимназии и педагогам были высказаны слова благодарности и пожелания дальнейших успехов. Прозвучали и слова сожаления, что Министерство образования РФ не предпринимает необходимых усилий, чтобы таких общеобразовательных учетных заведений было как можно больше в России.

 Похвальный лист Есенина

Новости, Общество, Патриотическая работа, Фоторепортажи, , , , , , Permalink

Добавить комментарий