Иван Шмелёв: «Пасха нетленная − мира спасение!»

Все еще  он звучит, этот  животворящий  возглас − Христос Воскресе!  В смутное  наше  время − как бы напоминает  нам: не забывайте  о Свете в хаосе дней! 

Дни наши − черные. Народы  на распутьи. Чувствуется тревога  всюду − куда идем? Ждут  перемен и потрясений. Падает сила права,  бестыдство  уже не прячется под  маской. Узнали мы много-много; повидали,  можно сказать,  историю: цену международной  нравственности знаем, «братство народов» знаем… − чего  только не знаем! Глушат нас  шумы. Слышим  ли еще в  ушах  этот  внешумный  возглас − Христос  Воскресе?  Жив ли в нас  тонкий  духовный слух,  различим  ли  внешумный возглас? Отзовемся  ли  на него − Воистину!? 

Ваше дело  − трудящихся христиан − ответ: Воистину Воскресе!  Иначе не может быть, ибо мы − русские: вера в  Христово Слово,  в животворящий Свет,  в вечную  Правду  Божию[i] − в нас издревле,  от светлой культуры нашей. Божье − самое основное в  ней. Правда Божия − вот чудесный маяк, по которому,  пусть сбиваясь,  направляла  свой путь Россия,  хранила свое богатство,  вечно живую  Правду, Христово Слово,  принесенное на брега Днепра  неистовому и светлому народу. Этой Христовой Правдой  питалась  культура  наша. Пусть мы теперь в чужом,  но родное  нетленно в нас. 

От духовных  стихов, народных, от пушкинского  «Пророка» − …»и Бога  глас ко мне воззвал: «Восстань, Пророк, и виждь, и внемли,  исполнись волею  Моей! И, обходя  моря и земли,  Глаголом  жги сердца людей!» − от гоголевскийх провидений судеб России,  от некрасовского «Власа»,  богоборцев,  провальников и голубиных душ Достоевского − до его  каторжан  из «Мертвого Дома», до судорожных  исканий  Правды Толстым,  до мягких образов  русских  у Короленки, до баб немых  у костра, вешней  студеной ночью,  у Чехова, и всюду,  в чистой  литературе  нашей,  все − действительно сильное  и глубокое − пронизано лаской,  светом, стоит  на Христе − на Правде Божией. Это − цветы, набиравшие силу от корней родины. Так  слагалось все лучшее,  что жило в душе России. Или  эти  цветы  померзли,  перестали благоухать?  В душу  свою  глядите − узнаете. 

В великом  сонме Святых, кого  своими  нарек  народ,  вы признаете  дух единый,  родной  и нам; и в Сергие Радонежском, и в Тихоне  Задонском, и в Серафиме  Саровском,  для кого  немолчно  звучал  животворящий  возглас − Христос Воскресе! А теперь − разве  они  чужие? Наши  они − всегда,  навечно. А если  наши,  не  затеряется  в шумах  возглас − Христос Воскресе! Святые наши − хранители  Идеала нашего,  Правды  Божией. Это искание  Правды,  неутолимое  русское  стремление  строить жизнь  с Богом и по-Божьи,  взыскание  Града-Божия, Китеж-Града,  сокрывшегося  от Зла, − разве попало в нас? Не  вы ли  его искатели, этого Града-Божия,  потерявшие  «гард родимый», ныне  трудящиеся  во имя Града? Самое  бытие  ваше здесь, на пути  христианском,  не продолжение  ли пути  заветного? И  не вам  ли  звучит так  ярко  этот  бесшумный  возглас − Христос Воскресе?! Не с  ним  ли идете в мир?  Не с  ним ли работаете в шахтах,  на фабриках, на полях,  на виноградниках,  на дорогах, свидетельствуя  о Вечном  Свете?  Им освещайте жизнь, Им  заглушайте  шумы,  Им  пробуждайте  ч е л о в е к а,  созданного по образу  Господню. Это высокий  подвиг,  выпавший  нам  на долю,  принятый нами  Крест и благословение,  иго и бремя. И не забудем  сего: «иго бо  Мое  благо и бремя Мое  легко есть»[ii].

Скажут: легко сказать… а вот,  нести  это иго и это бремя в таких условиях! Да,  не легко.  Это − голгофа наша,  маленькая голгофа, но − голгофа.  И все  мы ее несем,  за редчайшими исключениями «непомнящих».  Так сложилась судьба  России. Не можем  мы отказаться от  бремени и ига, на нас  возложенных. Кем?  Всем прошлым − праведными  путями и грехами, исканьями и порывами  прошлых лет. И − Злом,  которое  зрело в  нас, и которое…  отрезвляет  души. Мы теперь  его видим все. Видим − и  познаем. И теперь  еще ярче  Свет,  никогда  в нас  не погасавший,  ныне  нас  оживляющий неумирающим возгласом − «Христос  Воскресе!» 

Все  мы слышим  его, Его: «Да  отвержется  себе и возьмет  Крест свой и по Мне  грядет!» Не к смерти, −  к жизни. К обновлению  Правдой Божией. Это ли не высокий  подвиг? Это ли − умирание! Воистину − это  воскресение во Христе. Тяжкий камень лежит  на жизни − на мировой жизни,  не только  на русской  жизни. Работникам  во Христе дается от Бога сила − отвалить  этот камень  от гроба − и жизнь  воскреснет. Жизнь  по Правде, по-Божьи, та  жизнь, о какой  искони  мечтала  душа народная, о  какой и мы  все  тоскуем. И если  мы  все проникнемся нашим  извечным  долгом, которому   вольно или невольно изменили  отцы  и мы,  если мы будем  будить друг в друге  неутолимую жажду  Христовой Правды,  вести ее в жизнь неутолимо,  − придет  неведомый  срок, когда  победительно  воспоют  изведенные из  земного  ада: 

«Пасха нетленная  − мира спасение!»    



[i]Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия… (Рим. 3:21-22) 

[ii]  Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.  (Матф. 11:28-30)

http://rys-arhipelag.ucoz.ru/publ/ivan_shmeljov_khristos_voskrese/6-1-0-4468

Живое слово, , , Permalink

Добавить комментарий