«Россия 10». Без порток, зато в шляпе

Автор —  Аркадий ЗОЛОТОВ

 

"Россия 10". Без порток, зато в шляпе

В твит-ленте, да и во всех социальных сетях сегодня идет «гонка» за место в проекте «Россия 10».  Цель проекта, как пишут организаторы, поддержать устойчивый интерес к нашей стране как к объекту внутреннего и международного туризма, рассказать об уникальных географических, архитектурных и исторических объектах России, сформировать в регионах новую волну «геопатриотизма».

Не обращая внимания на последнее закавыченное словоизящество и не оценивая саму инициативу конкурса (а она хорошая), хочется коснуться этой темы – исторической «патриотики», на примере родной Тверской области.

Есть ли у нас в регионе такие объекты истории и культуры, которыми мы могли бы гордиться? Конечно, есть. Есть и даже выставлены претендентами на новом конкурсе. И что это за объекты? И кто их отбирал, и по какому принципу?

Смотришь и понимаешь – все это символы. Разного и не сравниваемого. Но символы.

1. Калязинская колокольня – «советский памятник». Поминальная свеча городу. Не гордость, не открытка. Даже красота заката в арках звона больше отдает красным. Только безумная визуализированная мысль может остановиться на ней, как на некой достопримечательности, имеющую созидательную основу.

Об этом же писал Солженицын, когда проплывал мимо Калязина:

«Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселенных затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь».

У великого писателя там было важное слово – фальшивая.

И пусть в меня полетят камни, когда я возведу это слово в девиз тех, кто составлял список. Но они не виноваты, они едва ли листали при отборе что-то толще глянцевых путеводителей.

2. Селигер. Уникальное озеро, напыщенные эпитеты для которого власти придумывают и повторяют уже десятки лет. Озеро, воспетое тверским писателем Владимиром Исаковым. Оно вошло достойно в этот список и оно заслуживает стать символом нашей области, и без всяких конкурсов им являясь, да только все тот же вопрос: А чем гордимся сегодня? Что, кроме неосуществленных перспектив национального парка, мы воспеваем на Селигере? Застроенные коттеджами берега, скупленные по берегам озера земли? Загаженные острова? Или, может, молодежный форум, который упоминается сразу в первых строках описания Селигера на конкурсе «Россия 10»?

Селигер стал сегодня символом достатка, он стоит в одном ряду с Завидово. Это мажорное слово — уже не исаковских времен символ здорового отдыха и красоты тверской природы. А про Осташков можно написать также, по-солженицынски, как и про Калязин. И Нилова пустынь уже не имеет к Осташкову никакого отношения, скорее это Путевой Дворец областного масштаба.

3. Исток Волги. Это по сути не место, это целое явление. Великая река начинается здесь ручейком, через который можно перешагнуть. Здесь она еще не загажена, не подперта дамбами. Здесь все еще сохраняется аутентичный облик старой деревни, с ландшафтами и тишиной большую часть года. Я проголосовал за исток в надежде, что мой скромный голос принесет этому «лоту» победу, и в Волговерховье никогда не вырастут гостиничные комплексы, и пусть дорога будет не ахти, потому что до таких мест не грех и пешком дойти.

4. Борисоглебский монастырь в Торжке. Монастыри в Тверской области не могут являться символами области по определению. Их слишком много, и каждый из них уникален, и каждый из них – символ. В конкурсе участвуют два: Борисоглебский и Успенский в Старице. Тут даже ленивый поймет отбор. Юбилейные места сегодня – самые котируемые. Хотя при этом непонятно, почему в конкурсе нет Христорождественского. Ему в будущем году полтыщи лет, и это в отличие от старицкого «коллеги», юбилей настоящий.

Почему в списке нет, например, Краснохолмского Антониева монастыря? Ну, это понятно. Тут даже не в юбилее дело, тут дело в состоянии. Руины, руины, руины. Старицкий, как игрушка новогодняя. Красиво, ляпота…

5. Императорский путевой дворец. Участие его здесь, как дань популистской кампании по раскрутке его реставрации. Может, и нет, но скорее всего – да. Дворец для тверитян – это символ бесхозяйственности, коррупции, халатного отношения к памятникам архитектуры. Это символ выпячивания факта «наведения порядка». Порядок еще не наведен, реставрация не закончена, полгорода держит кулаки, «чтобы в этот раз не украли», а он уже – символ. Он был символом. Проводись этот конкурс в 1940-е гг., я отдал бы ему голос и посвятил его Макарову – выдающемуся руководителю работ по восстановлению Калинина, который одним из первых не просто восстановил, а реставрировал Императорский дворец. Тогда ничего, наверное, не украли. А тем более, не задирали вверх подбородки.

Тем более дворцовый комплекс без собора ущербен, кто не знает, об этом написано даже в концепции реставрации дворца.

Если выбирать что-то главное, не нужно судить лишь об архитектурных особенностях и исторических справках, нужно мыслить шире.

6. Церковь Белая Троица. Названная на конкурсе почему-то − «на Тьмаке». Старейшее здание в Твери. 16 век. Это символ города, но не области. И будь конкурс городского масштаба, я бы отдал за «Троицу», несмотря даже на варварскую «реставрацию» росписей храма и огромную утрату облика среды, в которой стоит храм. Уже молчу о панорамном влиянии. Сегодня ее давит не только ЖК Макар, но уже и строящийся дом на ул. Бакунина. О каком символе тут можно говорить, только о символичности…

7. Успенский монастырь (в угоду украинской моде упорно именующийся с приставкой «Свято»). О нем уже сказал. Он стал бы (хотя, наверное, и является) хорошим символом «целенаправленного вложения частных инвестиций». Без иронии. О самой Старице тут речи нет. Город разрушается все больше и больше. Не так давно с охраны были сняты почти все дома по улице Ленина. Символом чего это может быть?

8. Музей золотого шитья и фабрика «Торжокские золотошвеи». Странный кандидат. И странно, почему тогда в списке нет музея деревянного зодчества в Василёво, под тем же Торжком. Не потому ли, что там памятники этого зодчества гниют и валятся под тяжестью снега?

9. Последний кандидат – просто песня. Озеро Бросно. Озеро, в котором якобы обитает наше, тверское Лох-несское чудовище, окормляемое, видимо, из областного бюджета по статье «Расходы на туризм». Другого объяснения попадания в список этого «кандидата» не вижу. Открою секрет: 99% чиновников от туризма и составителей туристических прожектов Верхневолжья никогда не были на Бросно. Кишка тонка дойти, комаров много.

В общем-то и все. Для вас не будет новостью факт, что расположены объекты в порядке убывания количества голосов. А такой расклад был на момент написания статьи. Вот, что символично. Люди голосуют за калязинскую колокольню. И я только сейчас начинаю понимать, что наш народ совсем не глуп, как порой думают его правители. Ведь что символизирует эта колокольня? Туристическую привлекательность? Созидательную природу? Эпоху возрождения? Патриотизм? Что? Ничего. Это символ нашего отношения к своей истории, к своему наследию. Разломать собор, затопить город и оставить колокольню… Чтобы помнили.

Сегодня в нашей области нет ничего путеводительно-привлекательного, что не было бы притянуто за уши или юбилеями или золотыми куполами и политическими играми. Об этом говорит и беспомощность многих официальных инициатив создать какие-то туристические порталы, копирующие своих «умерших» собратьев только оформлением.

В нашей области идет плановое разрушение культурного наследия. Как доказательство этому – скандал вокруг Главного управления по охране объектов культурного наследия Тверской области, которое, как оказалось, не просто не защищало это наследие, а напрямую давало зеленый свет для его разрушения.

Старая Тверь теряет свой облик из-за новых бездумных строек (часть из них оказались тоже незаконными), остальная область пребывает в страшной нищете, где денег на реставрацию своего добра просто нет.

Все валится и рассыпается, туристическая привлекательность региона теряется с каждым месяцем, и никакие символы тут не помогут. Победит калязинская колокольня, выделят деньги на ее реставрацию, а вся остальная калязинская старина – плевать. Может, чего-то достоит до следующего конкурса. Дом Пановых тот же самый… Хотя, не достоит…

Не могут все эти чиновники от культуры и туризма не знать, что турист к нам едет разный, и что смотрит он в большинстве своем не глянец открыточных видов (хотя и его может), а например, мшенцкие источники или курганы Мсты. Вот скажите, почему нет в конкурсе этого очаровательного старинного заповедника Мшенцы? Весь Бологовский район сутками бы голосовал за него. А победил бы, глядишь, не прошла бы рядом с ним скоростная магистраль, не уничтожила бы…

А где хоть одна усадьба? Даже обласканного Райка нет. Хотя кроме Райка ничего обласканного-то и нет. Сплошные развалины. Даже юбилей Отечественной войны 1812 года не помог…

Есть такая грустная русская поговорка: без порток, но в шляпе. Вот так и мы, «богатейшая» Тверская область, стоим без штанов, в руинах, на пепелище, зато в шляпе, отливающей слепящим глаз сусальным золотом.

Фото Игоря Зотина и из блога megakubik

http://tversvod.ru/event125/

История, Культура, Мнения, , , , Permalink

Добавить комментарий