Павел Пожигайло: Школа слабо доносит до детей богатство русской культуры

Какое значение для формирующегося мировоззрения школьников имеют гуманитарные предметы и как следует преподавать литературу, историю, музыку и языки в российских школах, рассказал председатель Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ Павел Пожигайло

Для слушателей старше 16 лет.


Гость программы — Павел Анатольевич Пожигайло, председатель Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Российской Федерации.

Ведущий — Максим Григорьев.


Совместный спецпроект радиостанции «Голос России» и Фонда исследования проблем демократии


Григорьев: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! У нас в гостях председатель Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты России Павел Анатольевич Пожигайло.

В последнее время ваша комиссия очень серьезно занимается вопросами изучения литературы, в том числе в средней школе. Каково ваше отношение? Сейчас в России идет реформа системы образования. Какая ситуация сейчас с литературой? Как будут ее учить современные школьники?

Пожигайло: Начнем с того, что на текущий день с преподаванием литературы полная катастрофа. Она выдавливается из системы среднего образования более прагматичными, с точки зрения сегодняшнего мира, предметами — экономикой, математикой, языками, что, с точки зрения родителей и властей, более целесообразно, поскольку это дает ребенку большие возможности.

Григорьев: Подготовленность к каким-то практическим вещам.

Во французских семьях вырастают дети, которые не знают английского языка. Есть в некоторых традиционных французских семьях тенденция к изучению только французского языка, как и в немецких семьях — тенденция к изучению только немецкого. Это не некая дремучая патриархальность и консерватизм.

Русский язык самодостаточен. Русская литература самодостаточна. Мы подсчитали: количество гениальных композиторов и писателей в России составляет больше половины от числа мировых. Представляете, каким богатством, кроме нефти и газа, мы обладаем!

Но мы не делаем это богатство востребованным. В средней школе уроков музыки вообще нет, 2 часа литературы в неделю, а в советское время их было пять.

Более того, качество преподавания оставляет желать лучшего. Мы были на уроках, на которых о «Евгении Онегине» рассказывалось как о некоем триллере, о трагедии несчастной любви Онегина к Татьяне.

Григорьев: Я недавно видел в Интернете описание одного из новых американских фильмов массовой культуры, где президент Линкольн выступает в качестве основного борца с вампирами. Может, это общемировая тенденция — попытка изобразить какие-то исторические и литературные фигуры в простых формах? Хотя, на мой взгляд, Линкольн как борец с вампирами не способствует лучшему пониманию истории США американскими школьниками.

Пожигайло: Безусловно. К сожалению, в рамках эфира всего не скажешь. Последние годы я много занимался изучением античной философии и литературы, в частности, Гомера, Софокла, Эсхила. Я считаю, это звезды в короне древнегреческой литературы. Они очень близки к нашему Федору Михайловичу Достоевскому. Многие произведения как будто писались в одно и то же время. Всегда шла речь о стремлении человека к некоему обожествлению этой жизни, своего тела и сиюминутных радостей. Это вечное стремление было до потопа и при строительстве Вавилонской башни.

Я приведу одну фразу, а вы попробуйте угадать, когда она была написана и кем: «Страшно становится за ныне подрастающее поколение. Оно приучается к легкому отношению ко всем идеям и ко всем ценностям, в нем нет традиций, нет ничего крепкого, устойчивого. Сами религиозные идеи, призванные прекратить эту анархию духа, укрепить, создать новые традиции, связать ее со старой, воспринимаются как одно из проявлений этой анархии, этой беспринципности эпохи. Можно утешать себя тем, что революционные эпохи всегда сопровождаются идейной анархией, старые ценности тонут, новые ценности еще не создались»…

Полностью на http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/2172271/102939991/

Интервью, Мнения, Permalink

Добавить комментарий