Семейно-родовая культура — главенствующая культура в развитии общества

СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ КУЛЬТУРА

Семейно-родовая культура человеческого общества сегодня подвергается величайшему негативному воздействию. Разрушение института семьи у нас перед глазами. Безвольные и безответственные родители, беспризорные дети, потерянные мужья и оскорблённые жёны, детские дома для детей при живых родителях и интернаты для престарелых родителей при живых детях, нищета, пьянство и чванливое разгильдяйство – вот что мы видим вокруг. И этому беспределу общественного порока, духовно-нравственному и социальному развращению и падению необходимо поставить заслон.

Некоторым таким заслоном пытается быть 10-летняя деятельность Историко-просветительского и учебно-методологического Центра семейно-родовой культуры «Родовая семья» имени Леонида Михайловича Савёлова, которая последние 4 года развивается при поддержке Московского Отделения Петровской Академии Наук и Искусств.

Объединившись более 10-ти лет назад при Обществе потомков участников Отечественной войны 1812 года, сотрудники Центра выработали теоретические подходы к проблематике преемственности поколений в части самоотверженного служения Отечеству и начали разработку нового научного направления – семейно-родовой культуры.

Зачинателем этого направления можно с полным правом считать великого русского генеалога и общественного деятеля, Действительного статского советника и камергера, потомка участника Отечественной войны 1812 года Леонида Михайловича Савёлова, который после яркого празднования 100-летнего юбилея победы обратился к императору Николаю II с просьбой о создании Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года. Целью данного акта было желание исследовать механизмы преемственности поколений в части самоотверженного служения Отечеству в семьях участников Отечественной войны 1812 года. И уже в январе 1913 года по Указу императора Общество потомков было создано. Однако в последующем в связи с революционными событиями деятельность его была прекращена.

В 1964 году при открывшемся Музее-панораме «Бородинская битва» силами энтузиаста-коллекционера родословий участников Отечественной войны 1812 года Казачкова Владимира Алексеевича был создан Совет потомков, который длительное время собирал сведения о предках и их потомках, участвовал в патриотических акциях музея-панорамы и Бородинского музея-заповедника.

В 1999 году на базе этих сведений и активности потомков работа дореволюционного Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года была фактически возобновлена, но в новом, современном формате.

  1. Семейно-родовая культура является главенствующей культурой в развитии общества, поскольку несёт в себе не только

— культуру возобновления и прироста народонаселения, но и

— культуру передачи социального и духовного опыта из поколения в поколение. Важность этой культуры трудно переоценить. Эта культура имеет свои глубинные исторические основы и полную широту народного представительства.

Она в значительной мере отличается от раннее осмысленных и признанных культур, как, например,музыкальная культура или, например, спортивная культура. В то же время она включает в себя многообразие уже известных культур. Например,

— культуру питания,

— культуру воспитания,

— культуру личной гигиены,

— культуру санитарии,

— культуру домовладения и усадебную культуру и т.д.

Многие из этих культур имеют тысячелетнюю историю. Однако в новой системной постановке исследовательских задач, как изучения отдельных частей общей семейно-родовой культуры, они приобретают новое целеполагающее значение как своеобразные отличающиеся культурные аспекты в решении ключевых задач института семьи и многообразных общественных институтов, вплоть до институтов обеспечения государственной безопасности.

Итак. Человеческая семья – это сложнейший механизм возобновления общества, который был сформирован в течение тысячелетий. Во все времена развития человечества он должен был обеспечивать исполнение нескольких задач по непрерывному и последовательному возобновлению жизнедеятельного процесса (общественного развития). К таким задачам или функциям института человеческой семьиследует в первую очередь отнести:

  • функцию биолого-репродуктивного возобновления общества;

— функцию социального возобновления общества;

  • функцию духовно-нравственного возобновления общества.

Родовой семьёй может считаться та семья, в которой социальный и духовный опыт передаётся и накапливается из поколения в поколение не прерываясь. И в этом принципе нет сословных ограничений: крестьянская, ремесленническая, купеческая и дворянская семья могут быть родовыми, если сохраняют и преумножают родовой социальный и духовный опыт.

Здесь нужно заметить, что наукой недостаточно исследованы культурные особенности и достижения крестьянского и купеческого сословий. Благодаря постановке проблематики семейно-родовой культуры это становится ярко заметным и, очевидно, будет преодолено. Методические основы таких исследований уже заложены.

Безусловно, Отечественная история и вся общественная жизнь напитаны примерами влияния семейно-родовой культуры, которую необходимо изучать и, по мере возможностей в новых условиях, возрождать. Знания о семейно-родовой культуре необходимо распространять среди детей и взрослых, верующих и атеистов, бедных и богатых, бесправных и власть имущих. И в этом мы видим одну из своих задач и задач современного образования.

Сегодня, соединившись с соратниками и действительными патриотами, Центр поднимает вопросы возрождения семейно-родовой культуры на новый, общественный и государственный, уровень. Силами нашего Центра уже 6 лет проводятся заседания секции по проблематике семейно-родовой культуры и задачам системы образования в рамках Международных Рождественских образовательных чтений (см.Всероссийское совещание «Русская школа как система воспитания и образования …. »). Последнее заседание секции 17 февраля 2009 года было посвящено теме:«Семейно-родовая культура в современном мире. Демографическая ситуация и задачи образования». Заседание было проведено в Храме Боголюбской иконы Божьей Матери в Высоко-Петровском монастыре. Организаторы и участники работы секции получили и заслушали Приветствие Петровской Академии Наук и Искусств.

На заседание секции прибыли представители общероссийских общественных организаций, центров и фондов, посланцы учебных заведений из регионов, представители казачества и других общественно-патриотических организаций. Из партнёров по организации работы столь важной секции необходимо выделить Московское Отделение ПАНИ, Союз возрождения Родословных Традиций и Женское православно-патриотическое Общество.

Все механизмы восстановления неких нарушенных прав ребёнка в семье предполагают давление на родителей, недоверие к их возможностям и способностям правильно воспитывать и содержать детей. Такие нововведения разрушают традиционные отношения в семье, не соотносятся с традиционными ролевыми функциями членов семьи, не соответствуют основным задачам института семьи и семейно-родовой культуры. Подобный гуманистический подход, когда права ребёнка объявляются более приоритетными, нежели права родителей, разрушает основы семейного уклада общества, искусственно противопоставляет детей и их родителей. И общество должно сказать твёрдое «нет» всем таким попыткам!

В этих условиях задачи воспитания в семье становятся труднореализуемыми, а в ряде случаев и невозможными. Всем понятно, что трудовое и духовно-нравственное воспитание в семье невозможны без родительского наставления, а подчас и родительского принуждения. Только становясь взрослыми, дети начинают понимать ту пользу родительского благорасположения, которая проявлялась ими в этих случаях. Вмешиваться правовыми методами в этот процесс глупо и безнравственно. Только родители вправе определять меру и характер принуждения. Этот подход зафиксирован и утверждён в своеобразных исторических традициях воспитания в русской семье.

Вместе с тем, участники секции подчеркнули недопустимо низкий уровень исследований института семьи структурами РАН, педагогическими академиями и университетами. Как ни странно, недостаточно изучены именно функции института семьи, которые в ряде случаев неадекватно подменяются функциями государства, готовым содержать и воспитывать детей в спецучреждениях, но не создавать условия для благополучной семейной жизни своих граждан.

По исследованиям, представленными на секции общественными организациями, ценность института семьи и семейно-родовой культуры в том, что все воспитательно-образовательные процессы в семье проходят (должны проходить!) с большей гармоничностью и эффективностью чем в Домах ребёнка, детских домах, интернатах или кадетских корпусах.

Формирующиеся в семье духовно-нравственные ценности и соответственно права института семьи по этой причине должны быть более приоритетны, нежели ценности и права отдельной личности. В этом случае легко увидеть и несостоятельность попыток подмены семейного воспитания государственным воспитанием в интернатах, детских домах и других воспитательно-образовательных учреждениях. Важно подчеркнуть, что в данном случае вполне обосновано вырожденческие настроения и поведение отдельных граждан получают вполне объективную и справедливую нелицеприятную оценку в обществе. При этом, деятельность сексуальных и всяких других подобных меньшинств должна быть осуждена не только моральным мнением населения, но и предупреждена государственной политикой, призванной обеспечивать прирост населения, его гармоничную социализацию и духовно-нравственное развитие. Эти задачи государственной политики должны быть определены и подкреплены многоплановым законотворчеством в направлении возрождения и упрочения семейно-родовой культуры. Любое нарушение прав семьи, уничижение и оскорбление её ценностей должно иметь юридические последствия. Именно на этой основе должны быть разработаны принципы «цензурирования» телевидения и других СМИ.

Только в этом случае и, безусловно, с учётом возрождения традиционного конфессионального воздействия-окормления можно надеяться на постепенное разрешение крайне неблагоприятной демографической ситуации, возвращение духовно-нравственных ценностей в нашу жизнь и постепенное оздоровление общества и экономики.

Для решения многочисленных проблем духовно-нравственного и демографического содержания на заседании секции было предложено обратиться к Министерству образования и науки РФ ввести в обязательный курс образовательных программ тему «Основы семейно-родовой культуры». Тем более, что примеры введения этого предмета и положительные результаты уже имеются. Методические пособия по этой теме разработаны и изданы в Историко-просветительском Центре семейно-родовой культуры «Родовая семья». Они имеют положительные отзывы. В том числе от Минобразнауки РФ.

30-31 марта с.г. было проведено торжественное заседание Московского Общественного Собора, который поддержал стремление общественности и Центра семейно-родовой культуры к возрождению семейно-родовой культуры.

Желающим принять участие в нашей работе просим обращаться в Оргкомитет по тел. 8.916.424-47-46 и по эл. адресу: A.C.Shurinov@mail.ru.

Действительный член (академик) Петровской Академии наук и искусств, член Союза писателей России и Союза Славянских журналистов, директор Историко-просветительского и учебно-методологического Центра семейно-родовой культуры

 

А.С. Шуринов

Культура, Мнения, , Permalink

Добавить комментарий